Означает ли это, что через несколько лет москвичи будут вынуждены пересесть на автомобили, ведь в метро в центре города им будет уже не войти?
Войти не получится?
Сегодня для 22% москвичей станции подземки находятся вне зоны шаговой доступности. Причём каждый раз, когда существующие ветки удлиняют (так было с Южным Бутово и Новокосино), часть жителей недовольна - мол, и так в состав не войдёшь, другая же радуется - наконец дождались! Как вы понимаете, и те и другие не мечтают делить вагоны ещё и с обитателями подмосковных городов. Но, может быть, им придётся это делать в самом скором времени?
Например, мэр Химок Олег Шахов имеет большие виды на ст. м. «Планерная»: «У проекта лёгкого эстакадного метро, которое должно быть построено уже в 2016 г., есть инвестор, подписаны все соглашения. Линия пройдёт от «Планерной» через МКАД, Бутаковский залив, по улицам Горшина и 9 Мая». Это означает, что Таганско-Краснопресненская линия получит дополнительно 50 тыс. пассажиров в день. А теперь добавьте к ним болельщиков, которые будут стекаться на строящуюся на этой же ветке ст. м. «Спартак». Неужели в подземке придётся вводить должность «заталкивателя в вагоны», как в японском метро, где мускулистые служители упаковывают выпирающие попы, спины и головы пассажиров обратно в состав? «Продлевать метро в область абсолютно неправильно, москвичи просто не смогут в поезд сесть. Ставку надо делать на развитие сети электричек», - уверен Александр Чекмарёв, эксперт по общественному транспорту центра «Пробок.Нет».
Железное метро
Собственно, об этом и рассказал недавно Сергей Собянин, врио мэра Москвы: «Наши пригородные электрички получат 250 км новых выделенных линий железных дорог (см. инфографику). Это означает, что поезда станут ходить в таком же режиме, как ходит сейчас метрополитен подземный. То есть, по сути, это будет наземное метро». И в качестве примера назвал железнодорожное сообщение с подмосковными Химками. «До Химок в настоящее время доделываем такую полосу. Сейчас уже увеличили количество поездов, и от Химок до Белорусского вокзала сегодня можно доехать за 24 минуты. В ноябре составы будут ходить с интервалом 4-5 минут, то есть точно так же, как в подземке».
Там, где конечные остановки новых линий электричек окажутся рядом с загруженными станциями метро или вокзалами, построят транспортно-пересадочные узлы. Их обещают 250, из них 130 обустроят уже в этом году. Для этого уберут хаотичную торговлю, сделают комфортные переходы, чтобы людям, пересаживающимся из наземного поезда в подземный (или наоборот), было комфортно.
А как же пробки в метро? Над ними тоже идёт активная работа. «По этому вопросу у нас нет ни мечтаний, ни фантазий, а есть чёткие планы по строительству. В частности, метрополитен вырастет в полтора раза и дойдёт практически до всех микрорайонов, будет в шаговой доступности. Более того, за счёт двух пересадочных контуров он и в центре разгрузится, не будет таким перегруженным», - объяснил врио столичного градоначальника.
Дальше что?
«Быстрые электрички - это замечательно, - говорит Вячеслав Бобков, гендиректор Всероссийского центра уровня жизни. - Правда, родители, у которых дети ходят в детсады и школы, были бы счастливы трудиться рядом с домом, а не мотаться каждый день в большой город (пускай и на лёгком метро). Маятниковую миграцию Москва - Подмосковье можно сократить, только создавая востребованные рабочие места в области. И подмосковным властям нужно активнее работать именно в этом направлении».
И ещё один важный момент - пересечения ж/д путей с автодорогами. «Если одновременно не построить эстакады или путепроводы, дороги встанут, - уверен Андрей Орёл, координатор подмосковного отделения Федерации автовладельцев России. - Например, на Егорьевском направлении, где шоссе многократно пересекается с «железкой», уже сейчас водители стоят на переездах по несколько часов. Представляете, как будет выглядеть их путь до дачи, если проезд станут постоянно перекрывать из-за непрерывного потока электричек?» Для того чтобы озверевшие от пробок водители не лезли под шлагбаум, а пешеходы не бегали через пути, нужно построить как минимум 57 путепроводов и несколько десятков внеуличных переходов.