Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) для мегаполиса — настоящее спасение. Хотя пассажирские комплексы, перераспределяющие пассажиропотоки между различными видами транспорта и направлениями движения, для Москвы не новость.
История вопроса
Если заглянуть в историю, то первыми своеобразными ТПУ являлись московские вокзалы, где ещё в позапрошлом веке пассажиры могли пересаживаться с поездов на конные повозки, а затем — на конки и электрические трамваи.
А в ХХ веке с вокзалов уже можно было переходить в метрополитен. На некоторых станциях выходы из метро сегодня дают возможность попасть сразу на железнодорожную платформу. С развитием подземки появился ещё один тип пересадочного узла — конечная станция с многочисленными автобусными маршрутами.
Последние десятилетия прошлого века и первые годы нынешнего число автомобилистов в столице увеличилось в разы, что создало на московских дорогах буквально транспортный коллапс. Эту проблему на современном уровне пришлось разруливать пришедшему в 2010 году новому мэру Сергею Собянину. Вновь сделать общественный транспорт привлекательным для людей не было никакой возможности, не создав адекватные пересадочные узлы, которые бы совмещали остановки нескольких видов транспорта, торговые площади и парковки.
То ли ещё будет
Открытие МЦК смело можно назвать толчком к всплеску строительства ТПУ и развития зон вокруг них. Но происходить это будет постепенно, по мере интеграции самой МЦК с метрополитеном и пригородными электричками.
22 из 31 станции станут большими капитальными строениями. Наиболее крупные из них — «Деловой центр», «Ростокино», «Нижегородская», «Окружная». Они объединят не только метро, МЦК и наземный городской транспорт, но и радиальные направления железной дороги.
Наиболее близкие к метро станции нового кольца, конечно, станут с подземкой единым пространством. Всего таких пересадок запланировано 17; 14 из них уже работают, а 3 будут готовы принять пассажиров, как только в эксплуатацию введут строящиеся станции метро «Шелепиха», «Нижегородская улица» и «Окружная».
Аналогичная ситуация с электричками. Сейчас москвичам доступны 6 пересадок на пригородные поезда из 10 возможных, остальные запустят после строительства железнодорожных платформ.
Ежедневно через ТПУ будут проходить тысячи транзитных пассажиров. К примеру, пассажиропоток не самого большого узла «Крымская» в часы пик составит 7 тыс. человек, а на крупных переходах он может превышать и 200 тыс. человек.
И кофе выпить тоже
Главным приоритетом столичного правительства при заказе на проектирование ТПУ был комфорт пассажиров. Именно поэтому транспортные узлы проектировались так, чтобы людям было максимально удобно пересесть с одного вида транспорта на другой.
Это и установка эскалаторов, и широкие турникетные линии там, где ожидается большой пассажиропоток, лифты, удобная и понятная навигация. Кассы и турникеты работают с метрополитеном по единому программному обеспечению.
Станции типовые — платформа длиной 180 м с навесом по всей длине и с кассовыми павильонами. Но 4 из них — «Деловой центр», «Кутузовская», «Лужники» и подземная станция «Площадь Гагарина» — построены по индивидуальным проектам.
Но не все пассажиры бывают озабочены только одним — побыстрее добраться до места. Есть среди нас и более размеренные. Поэтому предусмотрены и удобства: можно перекусить, выпить в кафе кофе, сделать необходимые покупки в торговых павильонах.