Всех гигантов - на окраины?
«Центральная часть метрополитена (к примеру, станция «Комсомольская» - и радиальная, и кольцевая) перегружена в 1,5 раза, - объясняет инициатор проекта Максим Васильев, начальник управления внеуличного транспорта Москомархитектуры. - Нужно перенаправить пассажиропоток по крайней мере с Ярославского, Ленинградского и Казанского вокзалов». Иначе на всех станциях подземки, у которых расположены вокзалы, час пик будет продолжаться с утра до вечера.
Конечно, никто не предлагает вообще убрать ж/д рельсы из центра города. Но речь идёт о том, чтобы поезда дальнего следования прибывали на отдалённые станции, а не финишировали на площади трёх вокзалов или Земляном Валу. Кстати, на 2018 г. запланировано закрытие вестибюля станции «Комсомольская» (кольцевая). Это необходимо для ремонта эскалаторов, но вряд ли обрадует тех, кто пересаживается с поездов и электричек на метро. Казанский вокзал может переехать на ж/д станцию Карачарово, Ленинградский - на Ржевскую, а Курский - на Царицыно.
РЖД такие кардинальные перемены не поддерживают и даже разместили на своём сайте официальное заявление по этой теме: «14 мая была утверждена программа развития железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла до 2020 года. Она не предусматривает перенос вокзалов». По словам вице-президента РЖД Анатолия Мещерякова, в Москве нет никакой возможности перенести поезда дальнего следования на окраины города. Кстати, для того чтобы развести потоки пассажиров с электричек и поездов, прибывающих из других регионов, было изменено расписание дальних скорых. Многие из них подходят к Комсомольской площади в 4-5 утра, и их пассажиры успевают уехать на метро до того момента, когда в подземке начинается утренний час пик. То же самое и с отправлением - немало поездов трогается ближе к полуночи.
А что скажут пассажиры?
Идея с переносом вокзалов может не понравиться и самим жителям города, а также тем, кто в нашем мегаполисе бывает проездом. «Одно из главных преимуществ поезда перед самолётом в том, что ты садишься в него в центре Москвы, - рассказал «АиФ» Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров. - Если же придётся с чемоданами ехать в Царицыно (и, соответственно, оттуда возвращаться домой), многие пассажиры решат, что проще добраться до «Домодедово» и сесть на самолёт. Кроме того, я совсем не уверен, что перенос вокзалов положительно скажется на загруженности метрополитена. Радиальные линии испытывают трудности не меньше, чем Кольцевая ветка. И если, например, Замоскворецкую ветку, где расположена ст. м. «Царицыно», «усилить» вокзалом (а одноимённая ж/д платформа примыкает к станции подземки), то в метро наверняка будет не протолкнуться».
Раз дублёр, два дублёр
Стоит отметить: прогноз, что через несколько лет Кольцевая линия будет перегружена в два раза, скорее всего, не сбудется. Ведь к этому времени должны начать работать два дублёра ветки - ещё одна кольцевая (её называют Третьим пересадочным контуром) и Малое кольцо МЖД. «Транспортно-пересадочные узлы на Третьем контуре позволят сделать железнодорожный трафик вокзалов менее напряжённым. Например, часть электричек не пойдёт дальше станции в Москва-сити, - считает Марат Хуснуллин, заммэра по вопросам градостроительной политики. - Поэтому экономически нецелесообразно строить новые вокзалы или переносить действующие».
Что касается Малого кольца, то открыть его для пассажиров обещают уже в сентябре следующего года. И если для пересадки со станции метро на ж/д платформу не придётся покупать новый билет, то москвичи будут очень активно пользоваться новым маршрутом. «Уже за первый полноценный год работы (2017 г.) Малое кольцо перевезёт 70 млн пассажиров, что заметно разгрузит метро - и в первую очередь Кольцевую линию»,- говорит Максим Ликсутов, заммэра и глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.