А мы консервативные пассажиры и, пока не выясним всё до мелочей, не отважимся прокатиться в «Ласточке» по новым рельсам. Чтобы помочь в этом нашим читателям, мы передали их вопросы в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, получили ответы и их публикуем.
Самый-самый переход
Понятно, что переходы между метро и МЦК будут разными — где-то короче, где-то длиннее. Но, чтобы сориентироваться, сколько времени они займут, можно сказать, какими будут самый длинный и самый короткий переходы?
И. Головин
Долгое время метро и Окружная железная дорога развивались отдельно друг от друга. Поэтому соединить их непросто. Но власти и проектировщики сделали всё возможное, чтобы пересадка с МЦК на метро и обратно была как можно более быстрой и лёгкой.
Переходы будут проходить по тёплым контурам или по улице. Как правило, по тёплому контуру идти придётся меньше. Самая короткая такая пересадка займёт всего 2-3 минуты. Самая длинная — 10-15 минут пешком. Придётся пройти расстояние примерно в 600-700 метров. В общем-то, это вполне сопоставимо с переходами в метро, потому что МЦК — это теперь его часть.
Там, где переходить придётся по улице, территорию благоустроят, проложат удобные дорожки, обустроят места для отдыха.
Работает ли проездной?
Если я купил проездной в конце августа, будет ли он действовать на МЦК?
Г. Шаров
Будет, только его нужно обновить. С «Единым» билетом или «90 минут» нужно подойти в кассу, и его обновят бесплатно. А на карте «Тройка» нужно просто пополнить баланс — достаточно на 1 руб. Это можно сделать как в кассе, так и в терминале. Все билеты, купленные после 1 сентября, в этом не нуждаются.
Кстати, хоть и не ожидают в Дептрансе большого пассажиропотока на МЦК на первых порах, тем не менее, по данным метрополитена, ещё до запуска движения многие пассажиры решили обновить свои билеты — до 550 тыс. в день обращались в кассы по этому поводу.
Билет на «бесплатно»?
Говорят, чтобы ездить по МЦК, надо обновить проездные метро. Зачем, если пообещали, что в сентябре оно будет работать бесплатно?
К. Кириллов
Да, проезд по МЦК сейчас бесплатный. И для тех, кто желает прокатиться только по этому кольцу, работает половина турникетов на его станциях — чтобы пройти через них, никакой билет не нужен. Но если ваш маршрут — это метро+МЦК+метро, то вам нужно будет после поездки по Центральному кольцу ещё раз бесплатно войти в метро.
Для таких «транзитчиков» есть другие турникеты. К ним при входе на МЦК нужно приложить проездной или карту «Тройка». И тогда, проехав отрезок пути по земле, вы спуститесь в подземку бесплатно, потому что система будет знать, что вы продолжаете свой путь, а не начинаете его.
Почему переименовали?
Некоторые названия станций на Окружной железной дороге переименовали, а некоторые — нет. Почему?
В. Кравченко
Те станции, которые не примыкают к метро, остались со старыми названиями. А в отношении тех, что стали частью пересадочных узлов, логично возник вопрос переименования. Ведь если это единое пространство, то и название должно быть единым. С РЖД договорились так: там, где МЦК практически примыкает к метро, станции нужно переименовать по названию станций метрополитена. А там, где они удалены на 300 или даже 500 м, пусть сохранят прежние названия. РЖД издали соответствующий приказ. И сегодня на МЦК есть 7 станций с едиными со станциями метрополитена названиями: «Шоссе Энтузиастов», «Дубровка», «Автозаводская», «Кутузовская», «Бульвар Рокоссовского», «Владыкино», «Ботанический сад».
Сколько времени займёт путь?
В метро всё привычно да и интервалы между станциями примерно одинаковые. А как понять, сколько времени займёт путь, если воспользоваться МЦК?
Д. Дубина
Круг по Московскому центральному кольцу поезд совершает за 75-80 минут. Между станциями расстояния, конечно, разные. Но в конце августа Московский метрополитен и компания «Яндекс» подписали соглашение о сотрудничестве в области развития информационно-коммуникационных технологий. И главное направление этого сотрудничества — информирование пассажиров о расписании движения поездов, открытии новых станций, в том числе на МЦК.
Это значит, что информация о движении по Центральному кольцу уже включена в «Яндекс.Карты», а также другие геосервисы и мобильные приложения компании. В любом из них можно построить путь от станции до станции и сразу узнать, какое время займёт дорога.
Благодаря сотрудничеству с метрополитеном «Яндекс» будет оперативно получать информацию о переменах в движении. К примеру, если открыта новая станция, а какая-то временно закрыта — об этом сразу узнают электронные сервисы и проложат оптимальный путь.
Кроме того, интерактивная схема метро и МЦК есть на главной странице сайта mkzd.ru С её помощью можно даже найти ближайшую к дому станцию на новом кольце — для этого нужно просто вбить в строку поиска свой адрес.
Не будет ли шумно?
Живу неподалёку от МЦК. Очень беспокоит возможный шум. Скажите, сильно ли громким будет движение пассажирских поездов?
О. Савинова
Для того чтобы движение по МЦК не создавало сильного шума, при реконструкции дороги использовали технологию так называемого «бархатного пути». По всему кольцу уложены новые рельсы с бесшовными стыками. Привычного для поездов стука колёс не будет слышно.
Кроме того, на некоторых участках — там, где поблизости есть жилые дома — установлены шумозащитные экраны. Где-то их ещё не успели установить, но в ближайшее время они обязательно появятся.
Как передвигаться маломобильным?
Не будет ли проблемы в передвижении для маломобильных пассажиров?
А. Мирная
При реконструкции МЦК, конечно, не забыли и о маломобильных пассажирах: мамочках с колясками и тех, кто передвигается в инвалидном кресле. На 26 транспортно-пересадочных узлах будут лифты и эскалаторы, а на 5 станциях, где высота для установки лифтов недостаточная, — специальные подъёмники. Входы на все станции оборудованы пандусами, тактильной плиткой. На каждом ТПУ есть санитарные комнаты, которые приспособлены и для тех, кто передвигается в инвалидном кресле. В специальных кассах, отвечающих стандартам Конвенции ООН о правах инвалидов, высота расположения окон ниже метра — чтобы пассажиры в колясках могли приобрести билет без труда. Как и на станциях метрополитена, здесь будут работать сотрудники центра обслуживания маломобильных пассажиров. Закуплены инвалидные коляски, терминалы связи и другое необходимое оборудование. Ну а в поездах для пассажиров с ограниченными физическими возможностями есть специальные места — в 1-м и 5-м вагонах.
Плюс неделя в год
Понятно, что для многих поездки по Москве теперь значительно сократятся. А есть ли расчёты, сколько в среднем выиграет пассажир?
Н. Зудина
Для некоторых маршрутов (к примеру, с северо-востока на северо-запад или с севера на северо-восток) Московское центральное кольцо сократит время в пути в 3 раза. Так, например, с 39 до 12 минут уменьшится оно на дорогу от станции «Владыкино» до «Бульвара Рокоссовского». С 28 до 10 минут — от «Международной» до «Ленинского проспекта».
А в среднем поездки по столице теперь быстрее на 20 минут. Это значит, что среднестатистический москвич, ежедневно пользующийся наземным метро, получит в своё распоряжение почти 7 лишних суток в год!
Зелёное кольцо или спортивное?
Считается, что МЦК проходит через промзоны, но ведь и через парки тоже! Значит, в метро теперь будут две зелёные ветки?
Д. Ломакин
Вообще-то 100 лет назад Окружную железную дорогу прокладывали практически сквозь леса. Потом на месте зелёных массивов образовывались промзоны. Однако несколько лесных оазисов уцелели за сотню лет прогресса — теперь это городские лесопарковые зоны.
Их и соединило кольцо — усадьбу «Михалково», Ботанический сад, зелёные территории ВДНХ, национальный парк «Лосиный Остров», парк «Сокольники», природный заказник «Воробьёвы горы», усадьбу «Покровское-Стрешнево» и другие. Поэтому МЦК по праву называют зелёным кольцом Москвы.
А ещё оно соединило крупные спортивные объекты — из окон вагонов можно увидеть стадионы «Лужники», «Локомотив», ЦСКА, «Крылья Советов», а также Ледовый дворец на территории бывшего ЗИЛа. То есть дорогу можно назвать и спортивным кольцом. Это кому как больше нравится.
А ещё поезда будут проезжать мимо отреставрированных старинных станций, которые сохранили свой облик с начала прошлого века. Например, из окон «Ласточки» можно будет увидеть старинную станцию «Канатчиково» (расположена между остановочными пунктами «Севастопольский проспект» и «Площадь Гагарина»), «Белокаменная» (на одноимённой станции МЦК), «Лихоборы».
Урны — кстати
Железнодорожное кольцо и подземку фактически объединили. Тогда почему на станциях МЦК урны появились, а в метро на платформах их как не было, так и нет?
И. Снегирёв
Действительно, на всех станциях МЦК установлены урны, что для пассажиров очень кстати. Дело в том, что, хоть Центральное кольцо и стало фактически новой веткой метрополитена, всё же требования к безопасности у них разные и объясняются чаще всего технологическими отличиями. В подземке, к примеру, контактный рельс идёт внизу, а на МЦК — сверху.
Где зарядить телефон?
При реконструкции не подумали о том, чтобы по дороге было где телефон подзарядить?
А. Рогов
Подумали, ведь современный пассажир всегда на связи — и звонки нужно сделать, и почту проверить, и в Интернете что-то уточнить. А те, у кого забот не так много, по дорогое зависают в соцсетях. Поэтому розетки для зарядки мобильных гаджетов установлены и на 14 станциях, и в поездах. А на крупных ТПУ и в поездах к тому же работает бесплатный Wi-Fi.
Есть ещё мелочи, которые могут оказаться весьма кстати: удобные скамейки, автоматы с едой и напитками, банкоматы и даже зеркала. Туалеты, приспособленные в том числе для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья, имеются на всех станциях МЦК, а также в первом и последнем вагонах поездов.
Зачем английский?
Зачем на станциях МЦК таблички на английском?
Д. Захарчук
В Москву много приезжает туристов из разных стран мира: за последние годы их стало больше на треть. Им трудно сориентироваться в городе. И английский язык в навигации — это дань вежливости и выражение нашего гостеприимства. Как радушные хозяева, мы делаем всё, чтобы перемещение гостей в нашей столице было комфортным.
Кстати, английский появился не только на навигационных указателях. Объявления в поездах тоже дублируются по-английски, а на всех станциях нового кольца есть англоговорящие сотрудники, которые с удовольствием окажут помощь растерявшемуся иностранцу.