За четыре года в столице построили новые поликлиники и отремонтировали старые, оснастили их современным диагностическим оборудованием, внедрили систему, которая упростила запись на приём и одновременно повысила контроль за работой поликлиник, - ЕМИАС.
Хороши «пилоты»!
«Модернизация значительно подняла уровень медицинской помощи, - считает Ирина Назарова, депутат МГД, главный врач ГКБ № 57. - Но этого недостаточно, чтобы люди были удовлетворены. Нужно проводить ещё и организационные реформы».
О пилотном проекте «Идеальная поликлиника», что отрабатывается сейчас в ГП № 64, им рассказала её главврач Инга Кокарева. Здесь ввели систему патронажа для маломобильных пациентов, организовали специальную бригаду врачей, которая выезжает на дом по вызовам, а остальные терапевты только ведут приём.
А в ГП № 175 пациентов разделили. Одни терапевты принимают работающих людей, другие - пожилых. Соответственно, и нагрузка разная. На участках первых по 1500 пациентов, на участках вторых - по 500. Время, отводимое на одного пациента, по словам главврача Алексея Тернавского, тоже разное. На первичный приём пожилого человека, которого нужно долго расспрашивать, изучать его толстую амбулаторную карту, отводится 40 минут, а не 12, как на приём молодого и здорового.
«Мы проанализировали: примерно 30% детей и мам приходят к участковым педиатрам за справками в спортивные секции, на молочную кухню, - рассказал главврач ГП № 180 Валерий Вечорко. - И решили освободить врачей от лишней нагрузки, открыв кабинет «Здоровое детство». Больным детям стало проще попасть к педиатру, а ожидание очереди за справкой составляет не более 5 минут».
Всех троих главврачей основательно расспрашивали об их пилотных проектах. И большинство членов совета высказывали одно и то же пожелание - чтобы представленные «пилоты» побыстрее стали практикой во всех поликлиниках города.
С утра до вечера
Но вокруг предложения о продлении времени работы поликлиник, высказанного москвичами в ходе краудсорсингового проекта, разгорелись дебаты.
«Мы на своём сайте провели опрос, в котором приняло участие более 12 тыс. человек, - рассказал Алексей Венедиктов, главный редактор радио «Эхо Москвы». - И 83% его участников высказались за работу поликлиник в выходные и праздничные дни. Вопрос только в том, как правильно перераспределить время работы врачей».
Другие участники совета вспомнили, что в Москве возродили неотложку - туда как раз можно обращаться в выходные. Кто-то сомневался, удастся ли сохранить качество помощи, если так сильно увеличить время работы поликлиник. Но присутствовавшие главврачи объяснили, что их учреждения и так работают с восьми до восьми по будням, а также открыты по выходным. То есть это уже реальность.
Немного поспорили и о продлении сроков рецептов для хронических больных с месяца до трёх. Как контролировать в таком случае выдачу препаратов - давать следующую «порцию» в обмен на упаковку, как за границей? Отменяет ли эта система необходимость посещения врача для корректировки лечения?
«Мы интенсивно собирали мнения москвичей и на основе этого обобщённого материала, а также докладов, которые услышали, сформулировали свои предложения Департаменту здравоохранения и разработаем «дорожную карту» их реализации, - подытожил Константин Ремчуков, председатель совета и зампредседателя Общественной палаты Москвы. - Решили, что теперь раз в три месяца будем заслушивать, как департамент реализует эту программу усовершенствования работы поликлиник».