Беспрецедентное количество москвичей - более 58 тыс. - зарегистрировались на площадке краудсорсинг-проекта «Московская поликлиника». Такого аншлага не ожидали ни в Департаменте здравоохранения, ни в Московском центре «Открытое правительство», который проводил проект.
Две недели - как месяц
«Краудсорсинг для нас - новая технология, - говорит Алексей Хрипун, руководитель Департамента здравоохранения Москвы. - Конечно, мы надеялись на активное участие жителей. И наши надежды не только оправдались - мы получили ошеломляющие результаты активности».
А дело было так. В феврале мэр Москвы Сергей Собянин побывал в поликлинике № 64 на Малой Семёновской улице.
«Мы продолжаем работать над улучшением поликлинического звена. Первый этап уже прошли - это улучшение материальной базы, обеспечение современным оборудованием, информатизация и реорганизация поликлиник в крупные амбулаторные центры. Теперь мы стоим перед вторым этапом», - сказал он тогда и поручил выработать меры для улучшения работы поликлиник, посоветовавшись на сей счёт с жителями города.
К тому времени в Москве уже был опыт 5 краудсорсинг-проектов, который показал достаточно живой интерес москвичей к такой форме выражения своих пожеланий. Поэтому вопрос, как именно посоветоваться, не стоял. Требовалось только время, чтобы на уже знакомой многим активистам площадке crowd.mos.ru разработать и запустить новое обсуждение новых проблем. Со 2 по 16 марта участники проекта «Московская поликлиника» высказывали предложения, общались друг с другом, дискутировали. А уже на следующий день, 17 марта, организаторы подвели итоги проекта на заседании столичного правительства.
«Такого всеобъемлющего проекта ещё не было ни в Москве, ни в России, - делится впечатлениями Наталья Климова, руководитель Московского центра «Открытое правительство». - Поскольку участников очень много, то и количество комментариев тоже было огромным. И все их эксперты читали, обрабатывали… Более 150 тыс. человеко-часов затрачено на проекте. Это можно приравнять к месяцу работы всех поликлиник города».
Власть слышит
Свыше 27 тыс. предложений - это главный количественный итог проекта. Более 6 тыс. из них касаются снижения очередей, более 5 тыс. - повышения доступности записи, ещё более 5 тыс. - уменьшения числа ненужных посещений и более 4 тыс. - возможности оценки качества работы врачей и лечебных учреждений.
«Оказалось, что наиболее важной для людей стала клиентоориентированность, - поясняет Наталья Климова. - Участники проекта говорили, что идеальная поликлиника начинается с вешалки, гардероба. Что благодаря элементарным улыбкам работников регистратуры половина недугов переносится легче. Мне понравилось одно высказывание: «Идеальной поликлиники быть не может, но стремиться к этому надо». Собственно, для этого и был проект - чтобы очертить то, к чему надо стремиться».
Некоторые предложения повторялись, высвечивая таким образом тенденции, а некоторые совпадали с намерениями Департамента здравоохранения, подтверждая, что реформа идёт по правильному пути. 1157 предложений эксперты сочли уникальными. Всего по итогам обсуждения сформировано 500 конкретных мер, которые предстоит осуществить.
«Я увидела, что эти проекты дают возможность жителям города выдвигать идеи и самое ценное - контролировать, как они реализуются. Это очень важно, что наши предложения власть слышит и воплощает в жизнь», - считает Елена Комарькова, участница всех краудсорсинг-проектов.
Как скоро?
Остаётся логичный вопрос: как быстро 500 сформулированных мер станут реальностью? В департаменте говорят, что все они очень разные - соответственно, разными будут и сроки. К примеру, выделить поток пациентов, которые претендуют на приём в день обращения, в отдельную очередь можно быстро. И, возможно, уже через несколько недель дежурные врачи начнут вести их приём. Но если речь идёт об электронных табло, то на это уйдёт больше времени.
Контролировать реализацию предложений будут сами москвичи на портале «Наш город».
У руководителя Департамента здравоохранения, хирурга с 35-летним стажем, есть внутренняя убеждённость: пациент всегда прав. «Меня так учили, - говорит он. - Врач - для пациента, а не наоборот. И обеспечение комфорта москвичам при посещении поликлиник должно стать нашей приоритетной задачей. Мы вплотную подошли к тому, чтобы создать высокий стандарт «Московской поликлиники».
Мнение эксперта
Наталья Катаева, замруководителя аппарата мэра и правительства Москвы:
- В городе уже сложился некоторый стандарт общения с жителями, позволяющий вырабатывать совместные решения. Есть формат краудсорсинговых проектов, который даёт возможность обсудить насущные проблемы. Но для нас было открытием, что мы можем собрать на такой площадке не 10 тысяч человек, как прежде, а 50 тысяч.
Тем не менее это не все москвичи. Поэтому главные идеи, которые возникают в ходе крауд-проектов, мы затем выносим на обсуждение на портал «Активный гражданин», где уже более 1 млн участников. Для проекта «Московская поликлиника» этот этап ещё только предстоит. Пока работу закончил форпост москвичей.