Компьютер и Интернет нужны не только для того, чтобы играть и «серфить» по Сети. С их помощью можно получить настоящее высшее образование. Выход ли это для тех студентов, кто не поступил летом в реальные вузы?
Онлайн сэкономит средства
Федеральный закон, который ввёл в высшее образование возможность дистанционного обучения, был принят более 5 лет назад. «Студенты проходят программу на дисках, электронных носителях, изучают выложенные в Сеть материалы, - поясняет Надежда Жарова, преподаватель факультета дистанционных образовательных технологий. - По закону, не менее 70% всего объёма учебных материалов (часов лекций, семинаров и т. д.) реализовывается с помощью интернет-технологий, для гуманитариев эта цифра увеличивается до 80%». Зачёты и экзамены также сдаются по Сети - с помощью тестов, онлайн-конференций (виртуальный аналог настоящего «живого» экзамена).
Сегодня такие варианты предлагают ряд государственных вузов и практически все коммерческие учебные заведения. Поступление - наравне с общим потоком. Но многие вузы осуществляют дополнительный набор - на платной основе. В большинстве учебных заведений цена дистанционного образования ниже, чем аналогичного очного (арифметика проста - дистанционные технологии снижают затраты, не нужно платить за аренду, зарплату преподавателям). А вот дипломы, как правило, выдаются единого образца.
Только для усидчивых
Электронное обучение (e-learning) очень популярно за рубежом. «Там по Сети, частично или полностью, получают «корочку» до 50% всех учащихся, - говорит президент международного консорциума «Электронный университет», ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Владимир Тихомиров. - В России же этот вид обучения всё ещё на стадии становления». Сегодня отточены технологии - студенческие кейсы (наборы учебных материалов), различные программы, техническая база. Но грамотных преподавателей, которые способны вести дистанционные курсы, очень мало. «На данный момент большая часть тех, кто учится через Интернет, - взрослые люди, получающие второе высшее образование или новую профессию (скажем, они уже работают по данной специальности и потому решают получить соответствующий диплом)», - рассказывает Надежда Жарова.
Виртуальная учёба подходит далеко не всем. «Такая форма будет эффективна лишь для целеустремлённых студентов, которые чётко знают, чего хотят, и экономят время, - считает психолог Лидия Геворкян. - А большинство вчерашних школьников привыкли, что их постоянно подгоняет реальный учитель. Для них образование по Интернету вряд ли станет удачным решением. Кроме того, сравните: коэффициент удержания знаний при обучении без наставника, сидящего рядом, - в 3-4 раза ниже, чем при контактном обучении».
Чтобы увеличить эффективность, в самые продвинутые дистанционные методики сегодня внедряются игровые элементы (скажем, материал закрепляется в виртуальной игре, моделируются жизненные ситуации), аудио и видео, создаются форумы учащихся, на которых нынешние студенты и уже окончившие обучение делятся практическими знаниями. Но всё-таки психологи советуют: дистанционное образование наиболее эффективно для людей старше 30 лет. Тем, кто ещё не достиг этого возраста, лучше выбирать хотя бы дистанционно-очную или очно-заочную форму обучения - иначе толку может и не быть.
Личный опыт
Альберт Попков, основатель сайта «Одноклассники.ру»:
- Я учился в университете дистанционного обучения Open University (Великобритания, Лондон), где проходил экономику, право. На Западе такое образование считается престижным и диплом котируется на трудовом рынке. Правда, и обучение серьёзное - филонить не получится, нужно в срок выполнять все задания, отсылать их преподавателю, читать лекции, учебники, изучать программы. Но я так и не получил диплом, поскольку вместо написания итоговой работы занялся разработкой своего сайта.
Оксана Лавреньтева, студентка 4-го курса (специальность «связи с общественностью», дистанционное образование):
- Большинство моих «дистанционных» однокурсников живут не в Москве и даже не в крупных городах России. Такая форма образования помогает им не бросать родные городки и деревни - это очень удобно. Она эффективнее и мобильнее заочного обучения - на «заочке» студенты видят преподавателя лишь два раза в год по неделе. Мы же общаемся с преподавателями постоянно - в ICQ, переписываемся по почте, говорим по «Скайпу».
«За» и «против»
+
■ Возможность самостоятельно распределять собственное время (подходит работающим студентам).
■ Параллельно с образовательным процессом студент знакомится с новыми технологиями, софтами, компьютерными программами.
■ Преподаватели не будут отвлекаться от вас на отстающих студентов (которые обязательно будут при обычном очном обучении).
–
■ Нет возможности уточнить неясный для ученика момент непосредственно в процессе обучения.
■ Большинство учащихся с трудом могут оценить, усвоили они новую информацию или нет.
■ Такая методика эффективна лишь в том случае, когда ученику интересен материал.