Об особом наказании для лихачей и у нас говорят не первый день. В прошлом году ГИБДД предложила свою формулировку «опасного вождения»: «создание водителем опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением ПДД, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону». К счастью для автомобилистов, в правительстве посчитали определение слишком размытым. При отсутствии конкретики лихачом в глазах инспекторов ГИБДД стал бы любой водитель в пробке. Пока экспертное сообщество думает над терминологией, посмотрим, как обстоят дела за рубежом.
Самая совершенная и точная система действует в США. Национальная администрация по безопасности дорожного движения (NHTSA) для определения «агрессивного вождения» использовала специальную базу отчетов о смертельных случаях (FARS). В ней содержатся данные по каждому штату, какие нарушения правил чаще всего приводят к катастрофе. В итоге составили общий список из 20 опасных действий за рулем. В зависимости от статистики ДТП штат определяет 5-7 наиболее серьезных нарушений на своей территории. Если водитель совершает 2-3 из них подряд, полицейский выписывает штраф по «агрессивной» статье. Чаще всего в списке значатся беспорядочное перестроение, несоблюдение дистанции, резкое изменение скорости и пренебрежение сигналами поворота. Наказание крайне строгое. К примеру, в Калифорнии максимальный штраф за агрессию за рулем — 1000 долларов или арест на три месяца, а в Вирджинии — 2500 долларов или тюрьма на год!
Любопытно, но в Америке есть не только термин «агрессивное вождение», но и «дорожный гнев». Это совсем разные понятия с юридической точки зрения. Второе нарушение считается уголовно наказуемым. Если водитель провоцирует аварию или намеренно ее устраивает, значит, его можно привлечь по более жесткой статье. Неприличные жесты и угрозы расправы в адрес других автомобилистов тоже попадают под определение «дорожного гнева». Российские многочисленные «учителя», которые любят обогнать машину и оттормозиться, по американским законам вполне могли бы отправиться за решетку.
В Европе определения неосторожного и агрессивного вождения гораздо более туманные. Как, например, в Великобритании. Если полицейский посчитает поведение водителя опасным, то сможет его оштрафовать. А наказывают за агрессию на Туманном Альбионе даже строже, чем в Штатах. Штраф до 5000 фунтов стерлингов, тюремное заключение до двух лет и лишение прав на год вдобавок. И это еще не все. Получить водительское удостоверение назад получится не сразу — придется проходить переобучение и снова сдавать экзамены.
Во Франции опасным считается вождение, которое «создает риск для других участников движения». Полиция может выписать штрафную квитанцию, даже если заметит, что водитель решил перекусить за рулем.
Наказание за агрессивное вождение есть также в Германии, Японии, Австралии, Канаде. Наряду со штрафами предусмотрено и лишение прав. Но если в Германии водителей полицейские заставят за опасную езду ходить пешком максимум три месяца, то в Австралии могут прописать физкультуру аж на три года.
И практически везде, кроме США, формулировки опасного вождения слишком расплывчатые. В большинстве случаев штраф полицейский выписывает на свое усмотрение. У нас же, чтобы избежать злоупотреблений, власти решили получше подумать над критериями агрессивной езды.