Эвакуаторы приструнили
Если водитель припарковал машину в нарушение правил, но успел прийти до начала движения эвакуатора, то по новому закону он будет просто оштрафован, а машину не эвакуируют. В противном случае эвакуаторщики будут оштрафованы на 20 тыс. руб. «То есть они из собственного кармана заплатят штраф за то, что ограничивают управление транспортным средством. Я думаю, желающих не возвращать автомобиль резко убавится, - пояснил «АиФ» автор изменений Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы, лидер всероссийской политической партии «Автомобильная Россия». - Также были случаи, когда 10 эвакуаторов загрузили автомобили и тут же уехали, то есть фактически угнали машины. Чтобы не спорить с водителями, не тратить время, потому что есть план по эвакуации и им легче иногда загрузить машину и тут же увезти, а потом задним числом оформить. Мы убрали такую возможность для хитрецов. То есть сейчас по закону эвакуаторщик должен иметь на руках копию протокола».
Также новые правила защищают права инвалидов. «Теперь штраф за пользование местом для инвалидов составляет ровно 5000 руб. Также мы предусмотрели эвакуацию автомобиля, не принадлежащего инвалиду или лицу, которое обслуживает инвалида. И если здоровый физически человек попытается воспользоваться значком «Инвалид», повесив его незаконно на стекло, то за это тоже штраф 5000 руб.», - объяснил В. Лысаков.
И наконец, забывчивые автомобилисты теперь тоже избегут встречи с эвакуатором. «Мы отменили эвакуацию за отсутствие прав. Много ситуаций, когда человек поехал на дачу и забыл права в кармане другого пиджака, сумочки и т. д., а его останавливали и всем семейством выгружали из машины, а авто эвакуировали на штрафстоянку. Теперь инспектор, если он достоверно установил личность водителя, может в течение минуты по рации или по телефону узнать, есть ли у водителя права. Если всё нормально, он обязан вас отпустить, оштрафовав на 500 руб., - рассказал депутат. - Ещё одно нововведение - мы обязали эвакуировать автомобили только из-под тех запрещающих знаков, где стоит табличка «Работает эвакуатор». Причём мы сделали это специально. Поскольку аппетиты у некоторых чиновников непомерные. Во-первых, расстановка знаков бессистемная, беспорядочная. Эвакуация идёт из спальных районов, с тихих улиц, и это никакого отношения к организации дорожного движения, борьбе с пробками, конечно, не имеет. Это чистая коммерция. Если таблички нет, то водитель должен быть подвержен только штрафу».
Выпил? Получи срок
Ещё одна проблема на наших дорогах - мелкие аварии, из-за которых постоянно возникают пробки, участники движения нервничают и создают новые аварийные ситуации. С 1 июля владельцам двух притёршихся машин не надо ждать часами инспектора, чтобы оформить ДТП. Если нет пострадавших, надо убирать машины с проезжей части и оформлять «европротокол» - самим заполнять извещения, которые выдают страховые компании вместе с полисом ОСАГО. Автомобили необходимо сфотографировать или заснять на видео с максимальными подробностями, записать контактные данные очевидцев. Затем, если между водителями есть неурегулированный спор, надо позвонить в ГИБДД и либо дождаться приезда сотрудника (но на обочине, а не на проезжей части!), либо приехать в Госавтоинспекцию.
«Также 1 июля вступают поправки о «пьяной езде». За повторную пьянку и повторный отказ от медосвидетельствования уже будет не административная ответственность - 50 тыс. руб. и лишение прав на 3 года, как сейчас, а уголовная ответственность, - рассказал В. Лысаков. - Получишь судимость по уголовной статье только за сам факт управления - это либо штраф от 200 до 300 тыс. руб., либо обязательные работы 480 часов, либо лишение свободы на срок до 2 лет (ст. 264.1 УК РФ). Даже если пьяный водитель отделается штрафом, уголовная статья - для многих крест на карьере. Стоит задуматься. Кроме того, теперь чётко зафиксировано, если водитель был пьян и в результате ДТП по его вине погиб человек, то минимальное наказание - 2 года лишения свободы, максимальное - 7 лет. Если погибли двое и более человек, минимум - 4 года, максимум - 9 лет (ст. 264 УК РФ). А то раньше некоторые, даже угробив человека, отделывались иногда и условным наказанием».
Дети должны быть заметны
К сожалению, страдают от лихачей-автомобилистов не только их собратья по дорожному движению, но и пешеходы. Именно чтобы защитить их, вступает в силу ещё одно изменение ПДД. Так, теперь в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Эффективность световозвращающих элементов доказана как в европейских странах, так и в России: эти элементы почти в шесть раз снижают риск аварии с пешеходом в тёмное время суток. Водитель замечает человека на дороге с гораздо большего расстояния, чем обычно, - порядка 200 м вместо 30-40. По статистике, каждое третье ДТП с участием пешехода происходит в тёмное время суток. При этом ночные аварии значительно превосходят дневные по степени тяжести.
Многие недовольно возмущаются, зачем они будут портить свою одежду световозвращателями. Но Наталья Агре, президент экспертного центра «Движение без опасности», приводит пугающую статистику: «Только 17% жителей России пользуются такими элементами. А, к примеру, в европейских странах ношение световозвращающих элементов является частью культуры. Более того, световозвращатели внесены в регламент производства детской верхней одежды». Кстати, дети на дороге - это отдельная категория участников дорожного движения, на которую в Госавтоинспекции МВД России обращают пристальное внимание. Так, постоянно проводятся масштабные пропагандистские программы по использованию световозвращающих элементов в детсадах, школах, институтах. При этом образовательную работу необходимо вести не только с детьми, но и с родителями, а также преподавателями и воспитателями.
«На тех участках дорог и тех маршрутах движения детей, где имеется недостаточное освещение, применение световозвращающих элементов, на мой взгляд, должно не просто быть, а, наверное, должно контролироваться как родителями, так и школами. Вплоть до того, что, может быть, ввести некий минимальный набор требований к школьнику, чтобы он обязательно имел эту атрибутику. Здесь очень важно не столько введение ответственности за отсутствие световозвращающих элементов, сколько умение провести необходимую разъяснительную работу», - рассказывает Виктор Нилов, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.