Забота о безопасности – это комплекс знаний и правильная система их применения.
Сегодня будем разбираться в правилах безопасности на примерах двухколёсного транспорта и других технических средств передвижения.
Двухколёсный пешеход
Допустим, не нравится нам ходить пешком. В этом случае мы идём и покупаем себе гироскутер, сегвей, моноколесо или старый добрый двухколёсный агрегат – самокат. Купили, собрали и чаще всего просто вынесли на улицу и поехали. Но система безопасности в этой череде событий подразумевает ещё один пункт: вспомнить 4‑ю главу Правил дорожного движения, где говорится об обязанностях пешеходов. И нет, мы ничего не перепутали. Управляя вышеперечисленными техническими средствами, вы – пешеходы и отличаетесь от тех, кто идёт пешком, только обязанностью спешиваться на зебре. Двигаться на подобных конструкциях можно только по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам и только в случае их отсутствия – по обочинам. Редкий случай, когда нет ни одного из вышеперечисленных условий, разрешает вам движение в один ряд по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств. В тёмное время суток о вашей безопасности позаботятся световозвращающие элементы, которых на одежде и транспортном средстве должно быть как можно больше.
«Согласно правилам дорожного движения, – говорит начальник отдела пропаганды БДД и профилактики ДДТТ ГУОБДД МВД России полковник полиции Максим Белугин, – лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства приравниваются к пешеходам. Однако следует помнить, что скорость, которую могут развивать подобные устройства, значительно превышает скорость пешего человека. И поэтому в правилах везде есть оговорка, которая запрещает создавать помехи для других участников дорожного движения. Использовать подобные средства передвижения следует очень аккуратно, избегая большого скопления людей».
Солнце на спицах – синева над головой
Пересев на велосипед, мы превращаемся в водителей. А это значит, что Правила дорожного движения должны соблюдаться все, несмотря на то, что при беглом просмотре может показаться, что велосипедистам в ПДД посвящена только одна 24‑я глава «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Система безопасности при управлении велосипедом включает в себя в первую очередь исправное транспортное средство, предсказуемость движения – другие люди не должны угадывать ваши манёвры (пользуйтесь жестами рук (см. рис.), обозначение себя на трассе с помощью катафотов и световозвращающих элементов на одежде и специальную экипировку – велошлем, наколенники и налокотники. Что касается мест для движения, в ПДД они тоже конкретно определены: это или велосипедные, а также велопешеходные дорожки, или правый край проезжей части при отсутствии знаков «Дорога для автомобилей» или «Автомагистраль».
Официальная статистика аварийности за первые полгода 2017-го говорит о том, что количество ДТП с участием велосипедистов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось почти на 15%, однако уровень детского травматизма в этом сегменте всё равно остаётся высоким. На 648 случаев ДТП с детьми-велосипедистами 637 детей ранены и 13 погибли. В большинстве случаев виновниками аварий становятся именно дети. Напоминаем, что по Правилам дорожного движения правом управления велосипедом обладает только человек, достигший 14‑летнего возраста.
Движение с мотором
А вот для управления механическими транспортными средствами типа скутера, мопеда и мотоцикла недостаточно получить паспорт. Необходимо иметь водительское удостоверение определённой категории, для этих видов транспорта предусмотрено целых три категории: «М» (мопеды, скутеры до 50 куб. см), «А1» (лёгкие мотоциклы с объёмом до 125 куб. см) и «А» (любые мотоциклы). С недавнего времени были также введены правила перевозки пассажиров: водителям со стажем менее двух лет разрешается управлять этими транспортными средствами только в одиночестве.
Передвигаться на скутере или мопеде разрешается только по правой полосе проезжей части, не далее края проезжей части или, если это не создаст неудобств для пешеходов, по обочине. Водители же мотоциклов имеют единые правила с автомобилистами, хотя многие чиновники с некоторых пор предлагают ввести для этих участников дорожного движения дополнительные преимущества. В частности, министр России по вопросам открытого правительства Михаил Абызов считает, что водителям мотоциклов следует дать право двигаться между рядами на небольшой скорости (до 40 км/ч): «Это сделает более удобным передвижение двухколёсного транспорта в городе, а значит, поспособствует и сокращению пробок». Этот вопрос пока остаётся на обсуждении в правительственных кругах, а вот в необходимости защитной экипировки для водителей двухколёсных моторных ТС никто не сомневается. Шлем, налокотники, наколенники, специальный «панцирь», защищающий от ударов грудную клетку и позвоночник, должны быть на вас при любой мотопрогулке. Световозвращающие элементы на одежде также добавят безопасности.
«Не так давно в ходе социальной кампании «Шлем – всему голова», реализуемой нами совместно с российской Госавтоинспекцией, была выявлена закономерность, что чаще всего аварии на двухколёсном транспорте происходят из-за элементарного несоблюдения водителями правил дистанции, скорости, маневрирования при перестроении и езды по «встречке» и между рядами, – говорит президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. – Садясь за руль, водитель двухколёсного транспорта должен в первую очередь помнить, что таких средств пассивной защиты, как в автомобиле, у него нет. Ремень не удержит, подушка удар не смягчит. В его распоряжении только неукоснительное соблюдение правил и ответственность».