Месяц назад на совещании по безопасности дорожного движения президент России Владимир Путин призвал ужесточить наказание за ряд опасных нарушений ПДД. Со всех сторон зазвучали разные предложения, а некоторые из них уже близки к статусу закона — как, например, пятитысячный штраф за тонировку.
Специалисты сходятся во мнении, что автомобильная глава, да и весь Кодекс об административных правонарушениях, действительно нуждается в модернизации. Но менять надо не суммы штрафов за проступки, нужно начать с глобальных вопросов.
«Первым делом я бы упорядочил доказательную систему. Сейчас постановление о правонарушении является доказательством вины в суде. Этот пункт надо исключить. Позиция сотрудника ГИБДД не может считаться доказательством. Ещё отмечу, что надо конкретизировать презумпцию невиновности, чтобы она действительно работала, — уверен председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Пока не решат эти вопросы, мировые суды так и будут штопать дела на основе постановлений инспекторов. И хоть какие штрафы пиши в кодексе, ничего не изменится».
А пока все нововведения носят локальный характер. Частые изменения конкретных статей КоАП привели к тому, что в кодексе в целом всё меньше прослеживается логика. Эксперты уверены, что подход должен быть системным. «Надо упорядочить саму систему наказания, выстроить иерархию штрафов, потому что сейчас там творится беспорядок», — замечает Виктор Похмелкин.
Сейчас при определении размера штрафа нет общего принципа. В результате в КоАП хорошо заметно несоответствие тяжести нарушения и ответственности за него. Например, за проезд на красный сигнал светофора предусмотрен штраф 1000 рублей. Столько же придётся заплатить за непристёгнутый ремень безопасности. В то же время неправильная парковка, равно как и проезд по выделенной полосе для общественного транспорта, жителям Москвы и Санкт-Петербурга обойдётся в 3000 рублей. Хотя в первых случаях нарушения напрямую связаны с безопасностью дорожного движения, а более «дорогие» статьи КоАП на это никак не влияют.
Об отсутствии логики в нынешнем КоАП и необходимости выстроить систему говорит и координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов: «Ранжировать наказания надо не по региональному признаку, а по степени опасности для жизни и здоровья людей. Когда штраф за проезд на красный свет — 1000 рублей, а неправильная парковка — 3000 рублей, то это безумие, бред. В первом случае штраф надо увеличивать, а во втором — наоборот, сокращать».
Именно принцип безопасности должен быть главенствующим в системе наказания. К сожалению, в нынешнем виде КоАП этого не учитывает, и за разные по своей сути нарушения автомобилистов штрафуют одинаково. Пётр Шкуматов приводит примеры: «Есть различия между проездом перекрёстка на красный свет и поворотом на красный свет. Первое нарушение опаснее. И парковка ведь тоже бывает разной. Одно дело — припарковаться на тротуаре, и другое — просто под запрещающим знаком, что никакого отношения к безопасности не имеет».
Самих нарушителей тоже надо отличать друг от друга и не судить всех одинаково строго. Тем более, границу между ними легко провести по числу проступков.
«Кодекс нуждается в гуманизации по отношению к случайным нарушителям. Штраф в первый раз не должен составлять 5000 рублей. Я бы сказал, нужна гармонизация наказаний — для тех, кто неоднократно нарушает ПДД. Сейчас КоАП не делает различий между водителями. И злостные нарушители приравниваются к тем, кто один раз случайно нажал на педаль газа», — уверен Пётр Шкуматов.
В свою очередь, Виктор Похмелкин особенно отмечает практически полную бесполезность некоторых типов наказания: «Считаю, надо отменить такую меру, как лишение прав, или оставить её только для нескольких самых грубых нарушений вроде вождения в нетрезвом виде. Нормальная зарубежная практика. А у нас это самые «коррупционные» нарушения. Вместо лишения прав должны быть крупные штрафы или административный арест. Эффекта будет больше».
Работы для законодателей, как видим, немало. И ещё не раз в ближайшие годы автомобилистам придётся запоминать новые нормы в КоАП.