Чтобы управлять велосипедом, водительские права не нужны. Но на дороге это полноценный участник движения, и в ПДД все нюансы езды на двух колёсах подробно расписаны, начиная с очень точного определения. Если вы не знали, то «велосипед — это транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц». А дальше идёт описание про максимально допустимую мощность электровелосипедов. Но как управлять этим простым транспортом в рамках правил, знают не многие.
Почти как автомобиль
Если коротко резюмировать основной принцип «велосипедной» части ПДД, то на двухколёсных распространяются автомобильные законы. Везде, где в правилах даны указания для «транспортных средств», имеются в виду и велосипеды тоже. Ясно и понятно определено место для движения: либо специальные велодорожки, либо правый край проезжей части. Всем, кто старше 14 лет и не сопровождает ребёнка до 7 лет, гонять по тротуару запрещено. К сожалению, это правило мало кто соблюдает, что чревато травмами ни в чём не повинных пешеходов.
В остальном, кроме требования ездить справа, велосипедист имеет схожие с водителем права. Разумеется, надо реагировать на сигналы светофора и следовать предписаниям знаков. Если сказано «уступи дорогу», значит, надо пропустить других участников движения. Кстати, это касается и автомобилистов. Выезжая со второстепенной дороги, они очень часто не воспринимают велосипед как помеху. А зря.
По технике требования к велосипедистам тоже аналогичны автомобильным. Ездить с неисправными рулевым управлением или тормозной системой нельзя. А в тёмное время суток фара спереди и фонарь сзади по закону необходимы.
Особые требования
Зная о своём статусе полноценного участника движения, некоторые велосипедисты заражаются вирусом вседозволенности и забывают об ограничениях. А для этого в ПДД есть особый раздел 24, где расписаны дополнительные требования. К примеру, нельзя перевозить габаритный груз (больше метра по одной из сторон), пассажиров, если место не предусмотрено конструкцией, а также собираться в колонну больше 10 человек.
Самый важный момент — запрещено поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, где больше одной полосы в каждую сторону. Неудобно, конечно, но чего ни сделаешь ради безопасности. Приходится ехать до пешеходного перехода, и здесь нельзя забывать о ещё одном ограничении. Пересекать дорогу по «зебре» можно только на своих двоих. Лентяев, которые не слезают с велосипедов перед переходом, автомобилисты, мягко говоря, не любят. Не говоря уже об опасности для жизни такого безрассудного поступка.
Для манёвров же используются стандартные по всему миру знаки. Рука влево или вправо означает поворот, а вытянутая вверх — остановку. Кроме того, для велосипедистов открыты не все дороги. Помимо специального запрещающего знака, движение велосипедистов ограничивают и другие. Если трасса обозначена знаками «Дорога для автомобилей» или «Автомагистраль», значит, велосипедам на ней не место. Видели смельчаков на Третьем транспортном кольце или МКАД в столице? Они нарушают правила.
Но с точки зрения ответственности, есть любопытный момент. В КоАП, в отличие от ПДД, велосипед транспортным средством не считается. Поэтому у велосипедистов нет дифференциации штрафов по типам нарушений. По большому счёту, предусмотрено только одно общее наказание — 800 рублей в казну и точка. Только в редком случае, когда действия велосипедиста нанесут вред здоровью пешеходу, можно получить штраф немногим выше — 1000 рублей. И, наконец, за любое нарушение в нетрезвом виде придётся отдать от 1000 до 1500 рублей. Так что фраза «Выпил — за руль не садись» актуальна и для велосипедистов.