Десять квадратных метров под семейный очаг
Площадь бывшего строительного вагончика, умело переделанного под временное жилище, составляет всего десять квадратных метров. При входе посетитель сразу натыкается на шкаф. Повернёшь голову направо – и увидишь две кровати, аккуратно застеленные покрывалами, да небольшую тумбочку с маленьким телевизором.
Вторая часть вагончика, гордо именуемая кухней, не смогла вместить в себя даже холодильник. Закончились сильные холода, на улице всего лишь десять градусов мороза, но с обогревом и сыростью в этом жилище не справляются ни печка, ни обогреватель. А ведь здесь целых два года проживали Владимир и Ольга Правденко с четырьмя детьми. Во втором вагончике ютились родная сестра Владимира Алёна Круглова с мамой и 12-летней дочкой Валерией.
Пожар
Семья Правденко и Кругловых в 1998 году переехала в Ярославль. Сами – выходцы из Украины, отец Владимира и Ольги был военным и по распределению оказался на севере России, где они прожили 17 лет. Оказавшись в Ярославле, большая дружная семья сначала снимала жильё, а потом приобрела половину дома в частном секторе. Дождавшись весны, начали капитальный ремонт: заменили фундамент, надстроили второй этаж. Появились дети, и большое семейство решило, что необходимо расширяться. Ведь их главная мечта – жить всем вместе в большом доме, где в каждой комнате будет слышен детский смех.
Все планы рухнули в одночасье. 2 декабря 2010 года Алёна, днём возвратившись с работы, как обычно переоделась и собиралась готовить обед. Дома её ждали только дочка и мама, все остальные члены семьи отправились на Украину, чтобы помочь тяжелобольной бабушке.
«Я услышала странные хлопки за стеной, пошла посмотреть. Захожу в основную часть дома – половина дверей уже были объяты огнём. Стали звать соседей, вызвали пожарных, – рассказывает Алёна Круглова, заново переживая тот момент. – Пожарные приехали быстро, но дом уже полыхал вовсю. Справиться с огнём не удалось».
Дом сгорел дотла, а вместе с ним – и все нажитые годами вещи. Кошки, успевшие выбежать из огня, умерли одна за другой на следующий день от отравления угарным газом на глазах у хозяев. Вызванный на происшествие эксперт указал на место, где начался пожар – холодную кладовку, в которой хранились ненужные банки и всякая ветошь. И сразу поставил «диагноз»: поджог, добавив, что так от проводки не горят. Да и по словам членов семьи проводка в доме была новой и сделанной на совесть. Заключение экспертизы подтвердило предположения.
«Завели уголовное дело. Но кто же спустя столько времени ищет? Не осталось ни следов, ничего. Виноватых так и не нашли», – вспоминает Алёна.
Люди помогли нам больше, чем правительство
Новый 2011 год семья погорельцев встретила у друзей, которые помогали тушить пожар, а после морально и материально поддерживали. Но всю жизнь жить у друзей и знакомых невозможно. Спустя год войны с правительством и местной администрацией Ольге и Владимиру выделили две комнаты в общежитии. Впрочем, скоро их отобрали обратно. Кто-то написал заявление, мол, эти квадратные метры семья сдаёт. В тот момент семья Правденко вновь оказалась на улице. Положение спас один из друзей Владимира, предложивший в безвозмездное пользование старый строительный вагончик. Примерно в то же время чета познакомилась с журналисткой, которая подняла шум в СМИ и призвала общественность помочь погорельцам.
«Люди помогли нам больше, чем правительство. Собес выделил нам с Ольгой по 3 000 рублей, городской департамент «расщедрился» мне на 9 500 рублей, а Ольге на 13 500 рублей. Что можно сделать на эти деньги? Снять квартиру на месяц? А ведь детям нужна не только еда, но и одежда, учебники», – возмущается Круглова.
Неожиданная помощь
Ярославцы спешили на помощь погорельцам: приносили хорошую одежду и мебель, помогали финансово. На собранные деньги семья превратила старый вагончик во временное жилище: обшили изнутри вагонкой, провели электричество, поставили мебель, печку и обогреватель. А один раз позвонил мужчина и сказал, чтобы семья встретила машину с подарком. Там была замечательная плита.
Спали практически «штабелями»: Владимир со старшим сыном на кровати, Ольга с двумя детьми на диванчике. Вот только места для холодильника, душа и туалета в вагоне не нашлось. Потому, чтобы умыться или взять какую-то еду, членам семьи приходилось бегать в уцелевший при пожаре гараж. Помещение, построенное из кирпича, не пострадало в огне. Но так как в тот момент семье было не до гаража, испортилась система отопления, и он стал холодным. Причём настолько, что холодильник, установленный в нём же, грозит сломаться от морозов.
Лучше в строительном вагоне, чем в «клоповнике»
Всё это время Алёна Круглова с дочкой жили в предоставленной им комнате в общежитии. Их терпения в таких условиях хватило на год. Один душ на этаж, который большинство использовали, как туалет, повсюду вольготно разгуливающие тараканы и клопы, загаженная кухня, огромные щели в окнах и привычка коменданта распахивать дверь ногой в любое время – такие условия предоставило государство матери-одиночке с несовершеннолетним ребёнком.
«Я не желаю, чтобы моя дочь росла в таких условиях и видела весь этот ужас. Лучше где угодно, чем в этом клоповнике», – с горечью в голосе говорит Алёна. Именно поэтому, когда один из добрых людей предложил купить второй строительный вагончик, семья Кругловых с радостью согласилась. Изначально добрый самаритянин предлагал обеим семьям снять квартиру и оплатить её на два года вперёд. Но, даже находясь в таком ужасном положении, Правденко и Кругловы не смогли воспользоваться этим предложением. Потому молодой человек привёз во двор новый строительный вагончик и отделочные материалы. Благодарность погорельцев не знала границ: всей семьёй ходили в церковь и ставили свечки за здравие тех людей, которые пришли в трудную минуту на помощь.
Спустя два года
Шло время, у четы Правденко появился четвёртый сын. С таким количеством детей и так нелегко, а если при этом живёшь в строительном вагончике, то жизнь становится просто невыносимой. Причём по большей части для детей, которым негде поиграть или делать уроки. Зима в этом году выдалась на редкость суровой. Из-за постоянного конденсата в мебели, стоявшей в строительном вагончике, заводился грибок, который опасен не только для маленьких детей, но и для взрослых. Приходилось постоянно менять мебель. Вот только с постоянным холодом так и не удалось справиться.
Перед Новым 2013 годом семья Правденко приняла важное решение: нужно временно возвращаться на Украину. Владимиру предстояла операция, реабилитация после которой невозможна в подобных условиях. Да и грудному ребёнку лучше в тёплом доме, нежели в строительном вагоне. Сейчас они живут у своих родственников в большом доме, восстанавливаются после всех событий, а вот Алёна с дочкой остались здесь. Женщина стоит в очереди на квартиру с 2004 года и надеется, что скоро жилищные условия позволят её дочке не бояться 30-градусных морозов.
«Мне очень тяжело в разлуке с моей семьёй. Мы всю жизнь вместе, поддерживали друг друга. Именно поэтому и смогли преодолеть весь этот ужас, не спились, не опустились. Как сказал мне святой отец: Бог не даст больше испытаний, чем человек может вынести. Значит, так должно было быть», – рассуждает Алёна. Женщина приняла решение остаться в Ярославле. А вот Владимир Правденко пока не уверен, что хочет возвращаться в город, который оказался для него таким негостеприимным и в котором всё придётся начинать с нуля.