Пьянство сгубило
Сейчас погорельцы — 33-летняя Светлана Карасева, ее дети — девятилетний Никита, пятилетняя Полина и полуторагодовалый Сережа живут у бабушки в Набережных Челнах. В двухкомнатной квартире Рамзии Шаяхметовой, мамы Светланы, негде сесть. «А как вам моя обувь?», — спрашивает светловолосая модница Полина, показывая лакированные красные сапожки, которые добрые горожане принесли в помощь погорельцам.
Прихожая и зал полностью завалены коробками и пакетами с вещами для детей. «Вот в этих — абсолютно новая одежда», — показывает Карасева на три нижних картонных ящика. На узорчатом ковре лежат маленькие чашки, тарелки и ложки, с которыми играет маленький Серёжа.
С бывшим мужем, 46-летним Андреем Карасевым, Светлана прожила более десяти лет. Вместе работали в обувной мастерской, растили троих детей. Проблемы в семье начались из-за алкоголя. Поначалу Андрей был абсолютным трезвенником, но потом начал выпивать на семейных праздниках, а после и вовсе стал уходить в запой. В семье начались скандалы. Не желая терпеть обиды со стороны мужа, Светлана решила расстаться с ним и подала на развод. «На момент пожара мы уже не жили вместе около семи месяцев, — рассказывает она, сняв очки и нервно протирая их салфеткой. — Андрей умолял меня дать ему еще один шанс, приходил за день до конфликта — хотел вернуться. Я ответила ему отказом, поскольку знала, что все будет так же».
Незадолго до пожара женщина отправила пятилетнюю Полину к бабушке в Набережные Челны и осталась дома с двумя сыновьями. «Ближе к вечеру в дверь постучали, — Карасева рассказывает историю отстраненно, будто до сих пор не веря, что все это произошло именно с ней. — Как только я открыла дверь, Андрей плеснул мне в лицо какой-то жидкостью. Руки и платье намокли, но я подумала, раз не щиплет, значит не кислота. Отбежала от двери и успела запереться в туалете».
Уже там испуганная женщина, поняла, что Андрей разлил жидкостью по всему коридору, поджег дом и стал звать детей. Карасева закричала старшему Никите, чтобы он взял младшего брата, заперся в её комнате и ни за что не выходил. Бывший муж в это время пытался вскрыть дверь в комнату, в которой прятались дети.
«Я решила рискнуть — выбежать из квартиры и позвать на помощь. Выбраться из квартиры было невозможно, дверь уже загорелась, все было в огне, — вспоминает Светлана. — Я подняла с пола коврик, открыла дверь и бросила его перед собой. За считанные секунды пробежала по нему и вырвалась из пламени. В одном халате и тапочках побежала вниз по лестнице, стучала во все двери и кричала: «Пожар! Пожар!» У соседей попросила телефон и вызвала пожарных. Потом выскочила на улицу, звала на помощь, ведь в квартире оставались мои крохи».
Меры предосторожности: как защитить квартиру от пожара>>
Девятилетний герой
Комнату, в которой остались дети, быстро затянуло дымом, поэтому девятилетний Никита с полугодовалым Сережей перебрались на балкон. «Я поднимал младшего брата поближе к окну, чтобы он глотнул чистого воздуха, а затем опускал, поскольку на улице было холодно, а мы только в домашней одежде. Я боялся, что мы умрем…», — смущаясь своего страха, рассказывает Никита. Вспоминает, как сидел на балконе, крепко обняв младшего Сережу, и надеялся, что их спасут.
Пожарные приехали через 15-20 минут. Светлана металась под окнами квартиры, надеясь увидеть сыновей. Вскоре Никита и Сережа потянулись к окну, чтобы в очередной раз подышать свежим воздухом. Мальчиков сняли с балкона на пятом этаже при помощи пожарной лестницы — сначала младшего, потом — старшего. Спасатели считают Никиту героем, поскольку порой даже взрослые люди теряются и не могут сделать то, что совершил мальчик. «Пожарные даже планируют попросить главу района приставить его к награде», — с гордостью добавила Карасева.
Органы защиты дали нам 20 тысяч рублей
Светлана вспоминает, что от начала до конца трагедии прошло всего 40 минут. Но и этого хватило, чтобы от четырехкомнатной квартиры с новым ремонтом не осталось ничего.
«Сгорели коридор, туалет, кухня, — тяжело вздыхая, говорит она. — Комнаты, хоть и не горели, но покрылись огромным слоем копоти, температура стояла такая, что от жара полопались стекла, расплавились оконные рамы даже на балконной двери. Квартира продолжала дымиться и на утро следующего дня». Потушив огонь, пожарные обнаружили в зале труп Андрея — он задохнулся угарным газом. Нашли и остатки бутылки из-под «Уайт-Спирита», которым мужчина обливал коридор. «Из квартиры мы вынесли два небольших узелка — в них грязная прокопченная одежда, — осматривая уцелевшие вещи, говорит Светлана. — Это все, что осталось. Что удивительно, уцелели любимые аквариумные рыбки Полины, игрушка Сережи, без которой он уснуть не может, не сгорели и бумажные бабочки, которых мы с детьми клеили на шкаф».
Семье до сих пор требуется помощь. Каждый понедельник Карасева уезжает в Менделеевск — там она снимает квартиру и обивает пороги госучреждений, а на выходных возвращается к матери, чтобы увидеться с детьми. «Временного жилья нам не предоставили. Органы социальной защиты выделили нам 20 тысяч рублей как погорельцам. Но на что хватит этих денег?
Продать эту квартиру я не смогу. Нужно очищать, вымывать, делать ремонт, который обойдется в 400-500 тысяч рублей минимум. Таких средств у нас нет. Мать на пенсии, отец умер. Сама я в декретном отпуске, живем на субсидии — я только собиралась выходить на работу», — признается Светлана.
На сегодняшний день семье очень нужны стройматериалы и средства на ремонт. Помочь им можно, позвонив по телефону 8-960 -085-5230