Покой - не по карману
«Разрабатывались проекты на Приполярном Урале, но от них пришлось отказаться: коренное население оказалось не готовым к тому, чтобы чужие люди приходили на их территорию, - говорит начальник управления туризма Югры Инна Арканова. - В Нижневартовском районе за прошлый сезон приняли 300 туристов - и устали.
Это тот случай, когда уже и денег не надо». Но поворачивать назад никто не собирается. Этнографическое направление - пока основное в перечне югорских турпродуктов. Есть вариант обустройства искусственной площадки в Ханты-Мансийске, на которой были бы воссозданы традиционный быт и культура народов Крайнего Севера. Но к процессу медленно подключаются муниципалитеты - их программ по развитию туризма до сих пор нет.
Ещё одна портящая кровь проблема - не хватает гостиниц для расселения гостей. А ведь скоро станет обязательной их классификация. Югре нужны компании, которые будут проводить аккредитацию турорганизаций, классификацию гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей. По-прежнему нет решения, как снизить транспортные расходы, и, следовательно, турпродукт в целом.
Не споткнётся в этих «узких местах» только круизный туризм, который тоже рассматривается как перспективный. Реки Обь и Иртыш пересекают 6 субъектов Российской Федерации, что позволяет разрабатывать и продвигать межрегиональные речные маршруты, а также экстремально-приключенческие (где чем хуже условия, тем, видимо, лучше для их участников).
Спасёт здоровая конкуренция
Окружная «Концепция развития въездного туризма в Югре» предполагает продвижение других направлений: молодёжного, культурно-познавательного, спортивного и других видов туристской деятельности. На выставке, которая пройдёт в ноябре, «Союз туроператоров Югры» презентует новый продукт - квест-маршрут (приключение), который, по прогнозам, будет востребован у детей и молодёжи.
«Становится актуален безбарьерный туризм, так хорошо налаженный в Европе, - считает Инна Арканова. - А Ханты-Мансийск - один из немногих городов в России, готовых для приёма маломобильных граждан, так как обладает необходимой инфраструктурой».
Многие проблемы могла бы решить здоровая конкуренция. Только так можно снизить цены на услуги и контролировать добросовестность турфирм. А претензий от потребителей в адрес туркомпаний достаточно. «С января по август 2012 года было направлено восемь претензий и три исковых заявления. Решений в пользу клиентов было принято на сумму 370 233 рублей, - рассказала начальник консультационного центра гигиены и эпидемиологии Югры Юлия Степасюк. - По числу жалоб лидируют Сургут, Нижневартовск и Урай».
Тем не менее, в прошлом году, при том, что доля туризма в валовом региональном продукте составила всего 0,046%, гостиницы и туроператоры принесли в бюджет разных уровней 2 млрд налогов. Пусть не так быстро, как хотелось, но туриндустрия в округе развивается.