За последние шесть лет в туристическую сферу республики вложено около 2 млрд руб., и это направление остаётся приоритетным в стратегии экономического развития региона.
- До сих пор не утихают споры, нужно ли делать ставку на туризм? Наше мнение: туризм способен диверсифицировать экономику, снизив риски и упрочив позиции сразу по нескольким направлениям. Рост потока туристов неизбежно влечёт за собой появление новых рабочих мест не только в сфере обслуживания, но и в торговле, транспорте, сельском хозяйстве, народных промыслах и других отраслях, - считает председатель комитета по туризму и курортам Адыгеи Инвер Калашаов.
Экономический аспект
В настоящее время число отдыхающих в республике возрастает ежегодно в среднем на 10-15%. За прошлый год Адыгею посетило более 286 тыс. туристов и экскурсантов. В 2011 г. их было 256 тыс. Пропорционально увеличиваются и доходы предпринимателей в отрасли, а значит и налоговые поступления в бюджет республики.
Вместе с тем, отмечает Калашаов, в полной мере реализовать свой потенциал регион может только при создании высококлассного горнолыжного курорта. Если так называемый «летний» туризм – пеший, конный, паломнический, этно-туризм, рафтинг и каньонинг – достаточно развит, то туризм «зимний» ещё предстоит сделать по-настоящему привлекательным. Отрасль должна быть задействована круглогодично и в этом бизнесмены не останутся одиноки.
Экзамен для бизнеса
Государственная поддержка есть и она весьма ощутима. В первую очередь, это развитие инженерной инфраструктуры: строительство дорог, линий электропередач, газо- и водопроводов. За последние шесть лет в отрасль ожено порядка 2 млрд руб.
Республика входит в проект создания туристического кластера и сотрудничает с ОАО «Курорты Северного Кавказа». Будущий комплекс предполагает, помимо горнолыжных склонов и высококлассных гостиниц, ещё и создание аэропорта. Вероятнее всего, с появлением курорта международного уровня, строительство транспортного узла возьмут на себя уже инвесторы. Для Адыгеи же это означает начало массового посещения туристами из отдалённых регионов страны и даже из-за рубежа. Сегодня такие туристы есть, но их доля незначительна.
Ещё один аспект - продвижение туристского продукта в России и за границей. Участие в отраслевых выставках для предприятий Адыгеи, независимо от форм собственности, бесплатно. Затраченные на эти цели средства компенсируются за счёт целевых программ.
- Безусловно важное направление – это повышение качества туристических услуг. Это бич российского туризма, и много над чем предстоит работать. Мы каждый год за счёт средств бюджета республики обеспечиваем возможность обучения для работников и руководителей турпредприятий.
У руководства республики есть чёткое понимание того, что инвестиции – это не только вложение финансов, но и новые идеи, новые технологии и новый уровень подготовки кадров, - говорит Инвер Калашаов. К слову о кадрах - реестр всех достопримечательностей Майкопского района Адыгеи создан практически в одиночку известным краеведом Иваном Бормотовым, положившим много лет на развитие туризма в регионе. Сейчас комитет активно с ним сотрудничает.
Есть свои наработки у каждого из районов республики: водоёмы в Теучежском районе, дендропарк в Гиагинском районе и ряд других объектов. Все они займут своё место в туристической цепи, центральным звеном которой будет горный курорт в Майкопском районе.