351

Как развивают туризм в России и почему от этого не видно эффекта

Сюжет Общество: Пути решения

Но если жилищный вопрос и материальные проблемы одномоментно не решить, то фактическое отсутствие туристов за пределами Москвы и Петербурга выглядит просто нонсенсом, который хочется побыстрее ликвидировать. 22,7 миллиона иностранцев (по данным «РГ») посетили нашу страну в 2011 году. Для сравнения, в один только Париж приехало 23,3 миллиона (данные Le Qoutidien de Tourisme) зарубежных гостей. Это не поражение, это катастрофа.

«АиФ» попытался понять, что происходит с нашим туризмом, как мы пришли к такому положению вещей и как изменить ситуацию к лучшему. Для этого мы обратились к руководителям ведомств, ответственных за развитие этой отрасли в самых перспективных регионах России – исключая две столицы, где худо-бедно уже научились превращать поток приезжих в поток финансовый.

Ключевые туристические места России может назвать любой. Это, во-первых, Золотое кольцо России и примыкающий к нему русский Север от Пскова до Соловков. Во-вторых – побережья Черного и Азовского морей. В-третьих, национальные автономии Поволжья, в первую очередь Татарстан и Башкирия. В-четвертых, горы Южной Сибири. И в-пятых – труднодоступный и оттого особо заманчивый Дальний Восток, особенно камчатские вулканы.

На родине княгини Ольги

Псковская область – единственный субъект России, имеющий границу сразу с тремя государствами – братской Белоруссией и не совсем братскими, но все же близкими Эстонией и Латвией. На этой земле выросла легендарная княгиня Ольга, на Вечевой площади Пскова закладывалась русская демократия, на псковском вокзале отрекся от престола последний российский самодержец. Здесь множество святых мест православной церкви, здесь каждый камень помнит Великую Отечественную…

Фото russianlook.com

Возможности Псковщины можно перечислять бесконечно. Недаром министр культуры РФ Владимир Мединский в своем выступлении на 1150-летии Изборска подчеркнул: «Главная задача, которую ставит перед собой руководство региона, – развитие культурно-туристической составляющей».

Вот только гостиничный комплекс «Интурист» в Пскове до сих пор остается самым масштабным и, возможно, самым уродливым долгостроем области. Реконструкция набережной реки Великой была заморожена из-за грубых ошибок при проведении работ. О двуязычных объявлениях до сих пор приходится мечтать, а двуязычных работников отелей можно пересчитать по пальцам. На данный момент Псков целиком ориентирован на невзыскательных (но и небедных!) российских туристов. В 2011 году сюда приехало 375,5 тыс. человек, более половины из них – жители Санкт-Петербурга.

Подробный материал о положении дел в псковском туризме читайте здесь >>

Легко ли пройти в Золотые ворота

Владимирскую область россиянину представлять не надо. Золотые Ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, Спасо-Евфимиев монастырь и Кремль в Суздале, Борисоглебская церковь в Кидекше, церковь Покрова-на-Нерли в Боголюбове, Георгиевский собор в Юрьев-Польском… Без Владимира не было бы России. Зарубежные гости должны ездить сюда миллионами.

Однако директор областного департамента по физической культуре, спорту и туризму Леонид Борисенко грустно констатирует: соотношение в туристическом потоке иностранцев и россиян – 1:25 (в 2011 г. область посетили 1,7 млн человек). И дело не в том, что наших соотечественников так уж много. А в том, что в области всего две четырехзвездочные и три трехзвездочные (по международным стандартам) гостиницы. И один 29-местный хостел на весь регион. И это притом, что с 2005 года номерной фонд Владимирщины увеличился в три раза.

Так что проблем непочатый край. И все же здесь дела обстоят лучше, чем у псковитян – регион более известен, международные аэропорты (Шереметьево, Домодедово) ближе, область продвигает себя за рубежом, туристические города выглядят чистенько, работники крупных отелей как минимум слышали об английском языке. Пожалуй, главная беда региона – коммуникации. Из Европы проще добраться до Мехико, чем до Владимира, не говоря уж о том, что самостоятельные путешествия по нашим дорогам рекомендуются только владельцам мощных джипов.

Интервью с Леонидом Борисенко о москвичках и билбордах читайте здесь >>

Во всероссийской здравнице всем довольны

А Краснодарскому краю иностранцы вообще не нужны, да и чем их сюда заманить? Кубань со своими ценами и сервисом безнадежно проигрывает Турции и Египту, так что ориентирована целиком на отечественного туриста, по каким-либо причинам не имеющего возможности выехать за рубеж.

Министр курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя предполагает, что по итогам 2012 года регион посетят 11,4 млн туристов. Средняя заполняемость курортных территорий – 85,5%, так что ресурсы роста практически исчерпаны. Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсе – эти бренды советского времени, хотя и потеряли долю своей привлекательности, все еще притягивают людей. Тем более что здесь начисто отсутствует роковой для российского Севера транспортный вопрос: регион располагает аэропортами, вокзалами, приличными дорогами.

Фото russianlook.com

А вот приличного сервиса здесь как не было, так и нет. Сейчас в регионе вводится обязательная классификация гостиниц – это должно помочь контролировать соответствие «звездности» гостиницы качеству предоставляемых услуг. Но особых стимулов для качественного роста у работников туристической сферы просто нет – сложившаяся ситуация их полностью устраивает.

Устраивает ли она туристов – вопрос другой, но пока посещаемость краснодарских курортов растет, как растут и суммы, остающиеся в крае.

Интервью с министром курортов и туризма Краснодарского края: «Отдыхающие к нам едут круглый год!» читайте здесь >>

Между Универсиадой и газаватом

Перенесемся в еще один благополучный регион России – Татарстан. Наши журналисты встретились с заместителем министра по делам молодежи, спорту и туризму Сергеем Ивановым, который видит главную проблему отрасли в уровне ее кадров – многие работники гостиниц не знают ни одного иностранного языка.

В 2011 году республику посетило чуть более миллиона туристов, 15% из них – иностранцы (данные министерства). Прогнозы на 2012 год – небольшой рост, а что будет в 2013-м, остается только гадать. С одной стороны, Казань готовится к Универсиаде, которая должна резко повысить узнаваемость столицы Татарстана и привлечь массу гостей. С другой – поднимающийся в республике религиозный фундаментализм способен поставить жирный крест (или, если угодно, полумесяц) на оптимизме чиновников.

Туристических программ за пределами Казани практически нет: поездки в Свияжск и Булгар проводят без ночевки, а в Елабугу любители культуры предпочитают добираться самостоятельно. При этом автобусные экскурсии по самой Казани становятся все более утомительными в связи с увеличением числа пробок и заменой дорожного полотна по всему городу. Однако сиюминутный доход, кажется, никого не интересует: вся туристическая сфера живет ожиданием Универсиады.
После чего пять лет будет жить ожиданием чемпионата мира по футболу?

Полный текст о том, чего ждет Сергей Иванов от Универсиады читайте здесь >>

Рай для VIP-охотников

Огромный туристический потенциал Урала на данный момент невозможно реализовать из-за изобилия загрязненных и закрытых от свободного посещения территорий. Поэтому перенесемся дальше, в Алтайский край. Где вице-губернатор Михаил Щетинин, начальник Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, видит отличные перспективы для туристов с доходами существенно выше средних. Действительно, в 2011 году край посетили примерно 1,35 млн туристов (и столько же – соседнюю Республику Алтай).

Здесь расположена вторая по территории в России открытая экономическая зона туристско-рекреационного типа – «Бирюзовая Катунь». Здесь находится одна из четырех российских игровых зон. Здесь невероятная природа и продуманные туристические тропы. Но сюда очень сложно добраться и здесь очень дорого находиться.

Перелет из Москвы в одну сторону едва ли обойдется дешевле 8000 рублей. В высокий сезон минимальная стоимость суток в спартански обставленном номере – 2900 рублей, при этом «частный сектор» развит слабо. Кажется, это и не волнует руководителей края: фактически они строят элитные курорты для работников нефтегазовой отрасли Урала, Сибири и Казахстана.

Всерьез за развитие туризма на Алтае взялись сравнительно недавно. И судя по энергии, с которой краевые власти принялись за дело, уже к 2016 году Россия обзаведется первым курортом мирового класса. Вот только из «дальнего зарубежья» сюда мало кто долетит.

Радужные перспективы алтайского туризма от Михаила Щетинина читайте здесь >>

В Петропавловске-Камчатском – полночь

На Камчатке никак не могут определиться с собственным брендированием: является ли полуостров самым красивым регионом России, Евразии или целого мира? Не могут выбрать тут и человека, достойного руководить этой красотой. Еще недавно первый в истории Камчатки министр спорта и туризма Виктор Кравченко делился с «АиФ-Камчатка» грандиозными планами по обустройству области, а вскоре его задержали в аэропорту с крупной суммой наличными, взяли под стражу и предъявили обвинение в мошенничестве. В этой атмосфере не до стратегии развития отрасли: даже вполне лояльный сотрудник министерства согласился говорить с нашими журналистами лишь на условиях анонимности.

Вулкан на Камчатке Вулкан на Камчатке. Фото russianlook.com

Туристический поток на Камчатку невелик – чуть более 50 тыс. человек в год, из них 12 тыс. иностранцев. Однако оставляют они здесь поистине астрономические деньги, не говоря о стоимости перелета в Петропавловск-Камчатский. Однодневная вертолетная экскурсия в Долину гейзеров – 30 тыс. рублей. Семидневная пешая прогулка на Ключевскую Сопку – столько же. Неудивительно, что даже местные жители в подавляющем большинстве не могут позволить себе взглянуть на собственные чудеса света.

Подробнее о положении дел в самом дорогом туристическом уголке России читайте здесь >>

* * *

На данный момент ситуация очевидна. Турист в России – больше, чем турист. Это мужественный, выносливый, готовый к лишениям человек. Чаще всего – житель Москвы или Петербурга. Бюджетные поездки он совершает по Золотому кольцу, шикует на Алтае, а если судебные приставы закрыли выезд за рубеж, отдыхает в Геленджике.

Для того чтобы разрушить подобный стереотип, нам необходимы три вещи.

1.    Английский язык – на указателях и в головах персонала.

2.    Профессиональная работа по изменению имиджа России за рубежом.

3.    Нормальные дороги.

Будем надеяться, что хотя бы две первые задачи будут выполнены – судя по высказываниям людей, ответственных за результат, предпосылки к этому определенно есть.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество