Пользователи социальных сетей уже заработали иммунитет к шуткам и обману, но тем не менее то и дело многие участвуют в перепостах сомнительных объявлений. Особенно популярны те, где предлагают бесплатно отдать дорогие вещи, всего-то и надо – нажать лайк и перепост. Казалось бы, такой лёгкий подход как условие «конкурса» сам по себе должен насторожить, но находятся сотни и тысячи юзеров, которые засоряют свои ленты (и ленты своих друзей) постами о халяве.
Одним из самых известных мемов «Вконтакте» был пост некой Ирины Петровой, которая якобы решила закрыть свою фотостудию и переехать в другую страну, чтобы начать новый бизнес. В связи с чем (зачем-то) решила раздать 10 планшетов, 5 компьютеров и фототехнику. Довольно быстро у заманчивой раздачи было больше 100 тысяч перепостов, люди активно добавляли щедрую Ирину в друзья. Чтобы «успокоить» критиков, Ирина написала ещё пост, мол, никакого обмана нет, розыгрыш настоящий, но доказательств этому так и не было.
Чем бы закончился этот аттракцион невиданной щедрости, неизвестно, потому что страницу Ирины удалили за использование чужих фотографий. Почему-то фотограф не нашла времени запечатлеть своё богатство и взяла фотки из интернета.
Интересно, что пользователи не просто жали кнопку перепоста, но и писали сопровождающие записи, почему бы они хотели получить бесплатные гаджеты, как они верят в чудо, спорили с друзьями, которые пытались объяснить, что это всего лишь очередной обман. С припиской «Ну, мало ли…» запись появлялась даже у тех, кто раньше не был замечен в легковерии и кто сам вполне может пойти и купить себе планшет, особо не заморачиваясь.
Желание получить подарок сильно в пользователях интернета. Недавно «Вконтакте» и других сетях проходил флешмоб, где друзья обещали друг другу сюрпризы. В этот раз никакого обмана не было: юзеры приглашали к участию своих знакомых (хотя бы виртуально), не требовали перепостов, нужно было только выразить согласие участвовать и попасть в число пяти первых. Рекомендовалось и самому устроить для друзей такую же акцию щедрости. Автор акции обещал подарить друзьям подарки, не уточняя, что это будет и когда. Ответного подарка не требовалось.
Одна из участниц такого флешмоба Аксана рассказала AIF.RU, что уже придумала подарки своим друзьям. Одной барышне она решила подарить книгу про 100 лучших бизнес-книг, другой — конструктор для детей.
Настоящие акции «про подарки» нередко проходят в ЖЖ, в одном закрытом женском сообществе регулярно устраивают раздачи сюрпризов: сначала собирают физические адреса участников, затем модератор раздачи отдаёт их участникам, каждая должна выбрать подарок другой девушке, ориентируясь на информацию о человеке, которую можно найти в сети. Выходит, что каждая получает что-то интересное от незнакомки.
Ещё один вид бесплатных подарков можно встретить и в ЖЖ, и «Вконтакте», и в Instagram. Это называется «givwaway» или «раздача конфеток», или просто розыгрышем. Суть в том, чтобы перепостить фотографию того, что разыгрывается, а победитель определяется случайным генератором чисел. Обычно такие акции проводят те, кто занимается маленьким бизнесом, таким образом они рекламируют себя и свои аккаунты в соцсетях. Стоит им такая рекламная кампания очень дёшево – один-два наборчика того, что они, собственно, продают, например, наборы кремов или набор милых вещей вроде блокнотиков и кружек. А вирусный эффект обычно оказывается приличным.
Психологи говорят, что в желании пользователей интернета получить что-нибудь просто так нет ничего необычного — то же самое происходит и в реальной жизни, просто размах акций (и степень веры в чудо) обычно отследить сложнее.