Примерное время чтения: 8 минут
1954

В этой школе учатся все. Как развивается инклюзивное образование в столице

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. Нефтекризис — как долго продлятся мучения России? 14/10/2015
Психолого-педагогический консилиум подбирает учебный план каждому особенному ученику.
Психолого-педагогический консилиум подбирает учебный план каждому особенному ученику. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Но добрые намерения, не подкреплённые методологией и правильно организованным школьным бытом, - ничто.

Услышали друг друга

На прошлой неделе при поддержке правительства Москвы состоялся Первый съезд московских семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с дет­ства. О том, как пришла идея сделать встречу пап и мам такой глобальной, и о том, как меро­приятие прошло, рассказывает Юлия Камал, председатель совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов, созданной год назад.

Диалог власти и родителей

- Мы всегда активно работали с органами исполнительной и законодательной власти, по нашей инициативе при правительстве Москвы появилась Межведомственная рабочая группа. На одном из заседаний обсуждали организацию летнего оздоровительного отдыха. И глава рабочей группы Надежда Филиппова, начальник аппарата заммэра Москвы Леонида Печатникова, сказала нам, что необходимо услышать сами семьи, самих ребят. Мы были полностью «за», решили провести такое мероприятие, где можно было бы затронуть все стороны жизни семей с детьми-инвалидами. Ведь нельзя разделить их потребности: такой ребёнок должен и учиться, и реабилитироваться, и отдыхать, и получать медицинские услуги. В этом нас горячо поддержал Владимир Петросян, руководитель Департамента социальной защиты населения. Так родилась идея провести съезд, где на секциях (по здравоохранению, образованию, спорту, отдыху и реабилитации, доступной среде и других) затронуть все вопросы. Важнейшим стало обсуждение дальнейшей судьбы детей, которые достигли 18 лет. Ведь не все дети-инвалиды смогут быть трудоустроены и вести самостоятельный образ жизни. И тем не менее это не повод опускать руки. Для таких людей должны создаваться особые условия. В культурном центре ЗИЛ во время работы съезда были открыты общественные приёмные Департамента соцзащиты населения (куда каждый родитель мог обратиться с конкретным вопросом), консультативные пункты психологической службы и службы опеки и попечительства. Вели приём специалисты из Департамента здравоохранения. Также мы провели и большую выставку, где представили средства технической реабилитации, государственные организации, работающие с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида, некоммерческие организации, которые ведут интересную и важную работу. 

- Какие отзывы от родителей?

- По их словам, они поняли то, в чём самостоятельно разобраться не могли: какие ведомства отвечают за те или иные программы, как всё это работает. И осознали, чем занимается наша ассоциация. 

- Как вы сами для себя сформулировали цели этого съезда? 

- Это начало диалога власти и родительского сообщества. И он действительно был. Потому что собраться вместе с другими папами и мамами и проговорить свои проблемы - это одно. А общаться с чиновниками, которые занимаются решением наших проблем, - другое. И очень хорошо, что чиновники высокого ранга услышали, что именно волнует родителей, а мы поняли, что люди от власти готовы слушать, слышать и принимать решения, соотнося их с нашими нуждами.

Помочь каждой семье 

- Наверняка не все родители имели возможность оставить детей-инвалидов дома одних...

- Мы специально предупредили их на нашем сайте о том, что на съезде будет организована площадка для детей, а в библиотеке завода ЗИЛ шли мастер-классы и был оборудован мягкий уголок. Съезд длился с одиннадцати утра до семи вечера. А дети всё это время были под присмотром и занимались интересными делами. 

- Как часто вы собираетесь проводить такие «мегавстречи»?

- Они, надеемся, станут системными, а потому ежегодными. А в промежутке будем решать вопросы каждой обратившейся к нам семьи. Кстати, в работе съезда приняло участие около 1,5 тыс. человек.

Сайт «Совет родителей»
http://sovet-roditeley.ru. На Фейсбуке открыта группа «Московская городская ассоциация родителей детей-инвалидов». Можно писать по адресу на сайте: ни одно письмо не остаётся без ответа.

Адаптировать программу, а не ребёнка

«Ещё 10 лет назад всё то, что мы делаем, считалось фантастикой, - объяснил Илья Новокрещёнов, директор школы № 2095 «Покровский квартал». - А теперь большинство школ Москвы смогут принять любого ребёнка, создать для него специальные условия, разработать адаптивные программы. Уже сегодня сделано очень многое для того, чтобы семьи, где есть особенный ребёнок, не чувст­вовали себя ущемлёнными в образовательных правах и возможностях». В школе № 2095 внедрять инклюзию стали с 2003-2005 гг.

За одной партой

- Как организована среда для особых школьников?

- Обучение таких ребят идёт по двум направлениям. Первое - инклюзивное образование в чистом виде. В классах рядом со здоровыми детьми учатся дети-инвалиды. С 1 сентября этого года мы специально открыли отделение только для таких детей. И мы сделали всё от нас зависящее, чтобы создать в нём среду, удобную и комфортную для таких учеников. 

- Кто там учится?

- Дети с разными диагнозами. Есть детский церебральный паралич, расстройства аутического спектра, есть слабовидящие, слабослышащие, инвалиды с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Они обучаются в небольших группах, до 8 человек, по специальным адаптированным программам. У каждого родителя, который приводит к нам своего ребёнка, есть возможность выбора: либо в обычном классе, либо в спецотделении. 

- Чем адаптированная программа отличается от стандарт­ной?

- По результатам своего освоения не отличается, потому что у нас учатся дети и без нарушений интеллекта. Адаптированность заключается прежде всего в темпах освоения программ - менее интенсивных. И, конечно, в формах обучения: одни предметы дети изучают на дому, другие - в дистанционном, заочном режиме, третьи преподаются модульно и т. д. Всё это помогает лучше осваивать обязательную программу. Существует механизм индивидуального учебного плана. Мы регулярно собираем психолого-педагогический консилиум и, имея на руках план от медиков, где прописаны условия обучения для каждого конкретного ребёнка, вместе с классным руководителем решаем, как учить. Так мы адаптируем его возможности под обязательную программу.

У нас есть специальное оборудование, специальные учебники - например, скоро к нам должны поступить книги для слабовидящих детей. У нас есть  столы и стулья-трансформеры, которые регулируются по высоте и наклону. Есть световые, тактильные указатели, все вывески в спецотделении дублированы шрифтом Брайля, есть система звукового оповещения и т. д. Перила на лестнице, пандус - всё приспособлено для тех, кому это необходимо. 

Особые учителя для особых детей

- А учителя для особых детей - обычные педагоги, прошедшие специальную подготовку?

- Чтобы сформировать педагогический коллектив для обучения наших необычных детей, мы пошли путём конкурсного отбора. И сегодня в нашем отделении трудятся и учителя, которые раньше преподавали, и те, кого пригласили в результате отбора. Сегодня мы тесно сотрудничаем с Московским психолого-педагогическим университетом и готовим программу повышения квалификации для тех педагогов, которые работают у нас с особенными детьми. Уже прошёл вводный семинар, и я не сомневаюсь, что наши преподаватели эту программу освоят и будут преподавать ещё лучше. А мама одного из детей-аутистов, по профессии педагог, долго сопровождавшая его на занятиях, проведя у нас в школе какое-то время, решила вернуться в профессию - и теперь она один из лучших наших преподавателей в спецотделении.

- Как относятся друг к другу сами дети?

- Дети остаются детьми, а все проблемы - они в головах у взрослых. Они дружат, ссорятся, играют вместе. У них развиваются такие отношения, которые и должны быть у детей внутри коллектива. Так что отношения строятся совершенно нормально и естественно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах