Примерное время чтения: 9 минут
7160

«Горжусь своей глухотой», или как слабослышащим живётся сегодня

У Саши всего 25% слуха, но это не помешало ей научиться говорить на родном языке и выучить несколько иностранных.
У Саши всего 25% слуха, но это не помешало ей научиться говорить на родном языке и выучить несколько иностранных. Из личного архива

Саша — глухая с рождения. Будучи маленькой, она несколько лет училась «чисто» говорить на родном языке. Став взрослой, выучила несколько иностранных языков и теперь разрабатывает собственную методику преподавания английского слабослышащим.

Сейчас Александре Лемесовой 25. Слуховой аппарат она носит с трёх лет и без него, к сожалению, не слышит ничего. Со своим бывшим парнем Саша встречалась год. Он был обычным слышащим человеком. Потом однажды, видимо, устав от отношений с глухой девушкой, он заявил ей: «Мне нужно в небо смотреть, а я должен поворачиваться, чтобы ты читала с моих губ».

«Эти слова — скорее исключение, нежели правило, — говорит Саша. — Меня всегда окружали люди, с пониманием относящиеся к моему диагнозу. Никто меня моим физическим недостатком никогда не попрекал. Хотя, конечно, трудности с адаптацией в обществе были. Хоть и не без усилий, но я успешно их преодолела».

25 процентов слуха

Саша не знает, когда именно она оглохла, и не исключает, что родилась уже с тугоухостью. Рассказывает, что, когда была маленькой, родители стали замечать, что девочка не откликается, если её зовут, а для того, чтобы обратить внимание ребёнка на что-либо, нужно обязательно её тронуть. Медицинское обследование показало, что у Саши всего 25% слуха, а это значит, что она не слышит ни одного звука из окружающего её мира.

Саша научилась говорить, когда ей исполнилось 5 лет. Речь девочки тогда была похожа на несвязанные, «оторванные» друг от друга слова. Звуки она произносила с ошибками, а ударения в словах ставила неправильно. Саша несколько лет посещала занятия с дефектологом. На правильное проговаривание некоторых звуков уходило по несколько месяцев. Александра считает, что научиться говорить — это первая сложность, с которой сталкивается любой глухой ребёнок.

«Сейчас, к 25 годам, у меня отличная речь. Я хорошо понимаю всех людей. Могу адаптироваться под ритм и темп речи каждого моего собеседника. Побочными эффектами отсутствия слуха являются лишь небольшой “прибалтийский” акцент и несколько иная интонация. Несомненно, слухопротезирование очень помогает. Благодаря аппарату я слышу такие прекрасные звуки, как шум морского прибоя, треск снега и голоса родных людей. Проблема, которая пока остаётся со мной, — это распознавание речи. Я не слышу глухие согласные, и если не вижу губ собеседника, то речь человека остаётся для меня непонятной. Я не могу общаться с людьми по телефону, потому что не понимаю, что мне говорят», — рассказывает Александра.

Глухоту молодой девушки выдают лишь небольшой «прибалтийский» акцент и несколько иная интонация.
Глухоту молодой девушки выдают лишь небольшой «прибалтийский» акцент и несколько иная интонация. Фото из личного архива

Поездка в Америку

Хотя бы раз в жизни случается событие, которое может полностью изменить всё. У Саши Лемесовой такое событие произошло, когда она заканчивала школу. Девочка неплохо успевала по английскому языку, и учительница предложила ей поучаствовать в ежегодном международном конкурсе. Пройдя три этапа, один из которых требовал слуха, но с ним Саша справилась, девушка поехала учиться в США по обмену на год.

«В Америке я испытала двойной культурный шок. Первый — это культурная среда, в которую я попала. Второй — слышащее общество, говорящее на другом, иностранном языке, который я для общения с американцами знала лишь поверхностно», — рассказывает Саша.

Сложно представить, но через полгода проживания в Штатах, среди дружелюбных, но незнакомых людей, глухая русская девушка свободно заговорила на английском! Саша признаётся, что очень этого хотела. В американской школе она занималась плаванием, и ей просто необходимо было общение с подростками, которые также посещали секцию. Поблагодарить на их родном языке хотелось и «американских родителей» — образованных и милых людей, с которыми Александра впервые посмотрела мир. С ними Саша общается до сих пор.

«DefInglish», или как научить глухих английскому

По возвращению в Россию у Саши появилась мечта стать переводчиком. Пока девушка получила диплом бакалавра по социологии, а на следующий год она окончит магистратуру, пройдёт переподготовку и исполнит своё желание.

Буквально через год Саша станет профессиональным переводчиком.
Буквально через год Саша станет профессиональным переводчиком. Фото из личного архива

А пока Саша ведет блог под названием «DefInglish». Он посвящён проблемам и возможностям слабослышащих людей в сфере образования. В своих статьях Александра рассказывает, почему слабослышащим людям важно изучать иностранные языки, и публикует собственные методики изучения английского.

«Глухим и слабослышащим английский язык нужен для того же, зачем он нужен и обычным людям, — рассказывает Саша. — Среди моих учеников были слабослышащие, которым нужно было помочь подтянуть грамматику. Занималась я и со взрослыми людьми — им иностранный был необходим для работы. Вообще же английский нужен глухим для того, чтобы, например, смотреть фильмы с английскими субтитрами. Многие часто путешествуют, бывают за границей — знание языка облегчит им жизнь. Тот же ужин заказать в ресторане будет намного проще, зная английский, нежели без него».

Учитывая специфику преподавания глухим и слабослышащим, Александра пока не планирует учить своих подопечных произношению. Она лишь будет пояснять, что слова на английском проговариваются не так, как пишутся. Например, не «табле», а «тэйбл» (table — стол).

«Многие подумают, что глухие всего мира общаются на международном языке жестов. Но, помимо международных жестов, есть американский жестовый язык, играющий для глухих такую же роль, как английский в мире слышащих. Иметь хороший словарный запас английских слов всегда будет полезным слабослышащему или глухому человеку. Те же, кому этого покажется мало, могут идти дальше и осваивать основы грамматики», — рассуждает Саша.

Сейчас Саша продумывает собственную стратегию билингвального (двуязычного) преподавания английского глухим, которая будет включать в себя пояснения жестами. Молодая преподавательница убеждена, что к занятиям нужно готовиться максимально тщательно, чтобы ни в коем случае не навредить своим ученикам.

Александра Лемесова является автором собственных методик преподавания английского языка слабослышащим.
Александра Лемесова является автором собственных методик преподавания английского языка слабослышащим. Фото из личного архива

«Как слышу, так и пишу»

Кстати, название своему проекту Саша «придумала» не случайно.

«В названии "Definglish" ("Дэфинглиш") можно заметить два слова: "дэф" (англ. "deaf" — глухой) и "инглиш" (англ. "еnglish" — английский язык). Я, конечно же, должна была, объединив их, дать проекту название "Deafenglish". Но решила, что название будет построено по фонетическому принципу, то есть "как слышу, так и пишу". Так и родился блог Definglish», — делится Александра Лемесова.

«Я не такая, как все, и горжусь этим»

Саша говорит, что ей превосходно живётся в современном обществе. Признаётся, что тяжело было в детском и подростковом возрасте, когда приходилось много учиться, получая не только школьные знания, но и навыки поведения в обществе. Рассказывает, что за свою жизнь прошла большой путь: если в детстве она сильно стеснялась своей глухоты, то сегодня она ею гордится.

«Это действительно прекрасно быть не такой, как все, — говорит Александра. — Чувствовать, что сама судьба предъявляет к тебе более высокие требования, нежели к остальным. Ни одно из испытаний, выпавших мне, глухой девушке, меня не сломало. Все они сделали меня сильнее».

Сейчас Саша начала изучать испанский. Девушка встречается со слабослышащим молодым человеком, родители которого потеряли слух и пользуются языком жестов. Благодаря этим отношениям, девушка улучшила свой жестовый язык и стала ещё лучше понимать законы мира глухих.

Саша называет себя стрессоустойчивой оптимисткой и признаётся, что ей нравится «накапливать свои достижения» — а это ли не одни из самых главных качеств современного человека?

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах