Юлия Борта, АиФ.ru: Какие сегодня дети — не умеющие двух слов связать, сидящие без конца в айфонах, или далеко убежавшие вперёд нас, взрослых?
— У меня есть на этот счет своё, уже давно сформировавшееся мнение. ЕщеСократ когда-то говорил, что глядя на это жуткое молодое поколение, страшно даже представить, куда катится этот мир. В каждом веке были люди, которые критикуют юное поколение. Или другой пример из истории: когда Гуттенберг изобрёл печатный станок, кто-то из церковных деятелей возмутился, что нравственность и духовность исчезли. Хотя появились книги. Так же критиковали и нас, детей 90-х, взрослые: боже, что вы слушаете, что из вас выйдет! Это болезнь каждого века, новой эпохи. Я считаю, что не надо критиковать всё, что нравится детям. Надо просто просвещать, способствовать знакомству детей с хорошей литературой, музыкой, и не навязывать, а исходить прежде всего из их интересов и увлечений. Сначала выяснить, чем они увлекаются, послушать их музыку, посмотреть их фильмы. А затем предложить им что-то своё. Видя такое доверие и понимание, дети пойдут за тобой. В нашей театральной студии мы так и делаем, пытаемся совмещать современную молодёжную культуру и классику.
— Любой обычный учитель в обычной школе вам на это скажет: а как мне учитывать интересы и увлечения каждого, если у меня в классе 30 человек. Дай бог всех там научить, сколько будет дважды два.
— Отвечу за себя. Чтобы мои ребята хорошо запоминали английские слова, я сама выучилась читать хип-хоп, и сейчас мы осваиваем новую лексику в этом танцевальном клубном стиле, смешиваем разные слова, пишем тексты песен. Например, написали стихи ко Дню учителя и выступили с замечательным номером. Все 30 учеников развлекаются и в то же время обучаются.
А как вы успеваете, когда надо писать многочисленные отчеты?
— На самом деле, тяжело. Я сейчас нахожусь как бы на двух досках. Одна доска почета — за выигранный конкурс, подготовку детей к олимпиаде и т.д., а другая доска — позора, если хотите. В этом смысле я такой нерадивый учитель, сдаю документацию обычно позже всех.
— То есть сначала дети, потом реформы...
— Сначала дети, а потом отчеты. Зачем работать ради галочки?
— Известный учитель Е. Ямбург сказал, что работа с детьми — это каторга, но сладкая. Трудно вам приходится?
— Да, бывает трудно. Но мой педагогический девиз (тоже, кстати, слова Е. Ямбурга): «Чтобы зажечь других, нужно гореть самому». Если учителю изначально интересно то, что он делает, то он увлечёт и детей. Ни в коем случае в нашей профессии нельзя ждать благодарности. Я считаю, что если из 30-50 моих выпускников, ребят, которые ходят к нам в театральную студию, хотя бы пять сделают для себя какой-то важный вывод о жизни, своём будущем, это уже хорошо. Их искренние отклики греют душу. Недавно после спектакля подошла счастливая девочка (родители давно развелись, и она не видела отца много лет, но он пришел на выступление дочки): «Мария Евгеньевна, вы знаете, ко мне пришёл папа, он мне цветы подарил, мы сейчас идём в кафе!». После этого понимаешь: ради вот таких моментов радости, ярких всплесков стоит жить и учить. Ради этого работать. Всё остальное — мелочи жизни. Вообще нужно мыслить позитивно. Это сложно, особенно живя в России.
— То есть оценки в достижениях детей не главное. А что?
— Это правда. Всем известная фраза «Бороться и искать, найти и не сдаваться» по-английски звучит по-другому «Бороться и искать, не найти и не сдаваться». Это было написано на надгробии одного из путешественников, который дошел до Северного полюса и так, к сожалению, погиб, умер. Но он боролся, искал, не нашел и все-таки не сдался. И мне кажется, у учителя такая же ситуация. Вот это и есть смысл нашей профессии. Каждый год ты приходишь в новый класс, к новым детям, и всё заново начинаешь. И поэтому ищешь, ищешь и не сдаешься. А чтобы профессия не надоедала, не стала рутиной, я всем своим коллегам говорю: приносите в школу своё увлечение.
— Но вот говорят часто про поколение победивших троечников. Получается, отличником быть не обязательно?
— Да, у нас очень много людей во власти, в руководстве, которые в школе, мягко говоря, не напрягались. И потом мы видим ошибки в рекламных объявлениях, в учебниках, даже в заданиях ЕГЭ... Вот пожалуйста, победившие троечники. По правде сказать, я сама, например, в школе никогда не была отличницей. Пусть не будет у ребёнка пятёрок по всем предметам, но надо найти то, что ему интересно. Тогда появится и трудолюбие, и желание. У меня есть вообще отличные троечники, замечательные, хорошие, добрые ребята, я их обожаю. Ну не хватает им трудолюбия. Есть отличники, тоже классные ребята. Так что я даже градации такой не провожу — троечник или отличник. Мне кажется, не может быть рецепта: вот ты троечник — значит ты будешь успешным. Успешность тоже бывает разная. Можно быть наглым нуворишем: я заработал мешок денег, значит, я успешен. Но он совершенно неуспешен с точки зрения интеллектуальной.