— Учителю важно постоянно учиться, и именно к этому нас постоянно подталкивают наши пытливые ученики. Иначе ты перестанешь быть им интересен. Ребенок подталкивает учителя к тому, чтобы он постоянно повышал планку своего собственного развития.
Юлия Борта, АиФ.ru: Говорят, сегодня школа убивает интерес к знаниям. Насколько это справедливо?
— Я с этим не согласна. Основная задача у нас как учителей — найти ту мотивацию для детей, которая бы действительно заинтересовала их в познании нового. Именно поэтому все стандарты, реформы, которые нам спускают сверху и которые регламентируют деятельность учителя, безусловно важны и нужны, потому что доказывают — мы идем в стране в едином образовательном направлении. Но работают они лишь как навигаторы. Нормальный учитель сам выбирает способы достижения результатов, которые заявлены в этих документах.
— А ведь говорят, что учителя перегружены всякими отчетами и прочими бумагами...
— А это вот уже совсем другой разговор. Количество отчетов зависит от многих факторов, в том числе и от количества тех бумаг, которые приходят к нам сверху. И естественно, очень важно наверху разобраться в том, что нужно в качестве отчетов требовать от школы, а что не нужно. Плюс, большое количество ведомств требуют одно и то же — но при этом надо написать все разными словами, в разных формах...
— Знаю, что вы из педагогической семьи, поэтому вопрос о выборе профессии отпадает. А были ли все-таки моменты, когда хотелось всё бросить: и дети тупые, непослушные, на уроках себя плохо ведут?
— Нет, такой ситуации не было. Реально все дети — чудесные. Мне нравится работать в школе, именно это доставляет удовольствие, поэтому я иду туда с удовольствием.
— Пытливые «чудесные дети» часто задают каверзные вопросы?
— Да, часто, но связаны они в основном не с предметом, который я преподаю, а с обычной жизнью. Например, как вести себя с родителями, если в семье возникло недопонимание. И тут очень важно не давить своим авторитетом, не становиться главным и единственным советчиком, а помочь найти баланс между той информацией и тем общением, которое происходит в семье, и тем, что говорит учитель. Важно, чтобы ребенок вырос правильным, нормальным, но и чтобы он не терял своих корней, основ, даже если в семье у него совсем не простые отношения.
— Часто беспокоят во внеурочное время?
— Я все-таки учитель информатики, и поэтому наше общение — на современном уровне. Очень часто в социальных сетях. В нашей закрытой группе мы постоянно переписываемся.
— Можно ли прожить на зарплату учителя?
— У нас в Липецке вполне можно прожить. Средняя заработная плата вот у нас в гимназии 28-30 тысяч, то есть это вполне сопоставимо со средней заработной платой по региону в целом.
— Старшее поколение уверено: в школе сегодня ничему не учат...
— Это срабатывают некие устаревшие стереотипы образования. Сегодня уже совершенно бессмысленно заучивать учебник параграф за параграфом. Детей надо учить учиться...