Отвечает Дмитрий Орлов, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций:
- Аргументы российского Минобороны были достаточно убедительными. Но дело в том, что для западного политического класса и общественного мнения там эти доводы не имеют особого значения. На мой взгляд, США и их европейские союзники определились с долгосрочной политикой в отношении России. Теперь их цель - сдерживание и ограничение наших возможностей - экономических, политических и пр. И не так важно, к каким выводам придут эксперты насчёт причин катастрофы самолёта, - негативная «рамка» отношений уже задана, изменить её в ближайшие 2-3 года нам не удастся.
Поэтому и российской власти, и крупным компаниям нужно строить свою стратегию исходя именно из этого, и более того - в расчёте на дальнейшее ухудшение отношений. Готовиться к последующему развёртыванию политики санкций, новым персональным ограничениям для представителей российской правящей элиты. Решение по делу «ЮКОСа» ещё более ухудшит инвестиционный климат в стране, и важно постараться не допустить ускорения оттока капитала. Придётся искать источники для реструктуризации задолженности российских компаний (а это более 600 млрд долл.) в условиях, когда занять деньги за рубежом им будет трудно или вовсе невозможно.
Где взять деньги? Во-первых, Россия уже заявила об изменении внешнеполитической стратегии, о «развороте на Восток» - там можно поискать новые источники для развития. Во-вторых, есть внутренние ресурсы, включая повышение налогов для наиболее состоятельных слоёв населения. Но важно помнить, что неграмотно проведённое увеличение налогового бремени может только затормозить наш экономический рост.