После почти десятилетней тяжбы Третейский суд Гааги частично удовлетворил требования бывших акционеров ЮКОСа к России. Суд принял беспрецедентное решение, согласно которому РФ должна выплатить потерпевшим 50 млрд долларов. Кроме того, Москве предстоит возместить судебные издержки в размере 65 млн долларов. Суд установил срок, до которого РФ необходимо расплатиться с истцами, — после 15 января 2015 года начнётся начисление процентов.
В суде решили, что Россия нарушила Европейскую энергетическую хартию: банкротство ЮКОСа проводилось в интересах государства. Распродажу активов компании Михаила Ходорковского в Гааге сочли экспроприацией.
«Первый независимый суд»
«Дело ЮКОСа» началось в 2003 году, когда государство обвинило руководство нефтяного гиганта в неуплате налогов. Глава и основной акционер компании Михаил Ходорковский был взят под арест, а позже осужден за мошенничество.
В 2005 году бывшие акционеры ЮКОСа подали иск о выплате компенсации за экспроприацию имущества компании в Третейский суд Гааги. А в следующем году Арбитражный суд Москвы признал ЮКОС банкротом. Его активы впоследствии отошли к «Роснефти».
Истцом по этому делу выступала компания Group Menatep Limited (GML), владельцами которой являются Леонид Невзлин и Владимир Дубов. При этом основной акционер ЮКОСа Михаил Ходорковский в деле не участвовал — экс-глава нефтяной компании с самого начала судебных разбирательств дистанцировался от процесса. Изначально истцы требовали возмещения в размере 28,3 млрд долларов, затем требования возросли до 114 млрд долларов.
«Я с удовлетворением воспринял решение Международного арбитражного суда в Гааге. Это первый независимый суд, который рассматривал дело ЮКОСа во всей полноте, с исследованием доказательств и заслушиванием свидетелей. Выводы предсказуемы для каждого не ангажированного наблюдателя позорных "басманных судилищ"», — так Михаил Ходорковский прокомментировал решение суда.
Между тем, в Москве вердикт Гаагского суда с удовлетворением не воспринимают. Как сообщил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, Россия обжалует это решение. «Я слышал сообщение о том, что подобный вердикт ожидается. Необходимо дождаться самого факта, чтобы он состоялся, а потом делать какие-то комментарии... Российская сторона, безусловно, будет использовать все имеющиеся правовые возможности для отстаивания своей позиции», — цитирует главу МИД РИА «Новости».
В российском Минфине решение Гаагского арбитража сочли политически ангажированным и нашли несколько изъянов в выводах суда. «Такой подход подрывает авторитет Третейского суда и Договора к Энергетической хартии, механизм применения которых приобретает всё более политизированный характер и, как в данном случае, становится объектом злоупотребления со стороны внутренних инвесторов, уклоняющихся от уплаты налогов», — говорится в сообщении министерства.
В ведомстве отмечают, что «выводы Третейского суда вступают в противоречие с заключениями составов двух палат Европейского суда по правам человека». Среди остальных противоречий Минфина называет «однобокое исследование и однобокое применение доказательств», «неспособность Третейского суда прийти к очевидным выводам о том, что руководство « ОАО НК "ЮКОС" знало о допускаемых нарушениях налогового законодательства» и «совершенно недопустимый пересмотр сложных решений судов РФ».
Многолетние тяжбы
Минфин обещает оспорить вердикт Гаагского суда и рассчитывает достичь там справедливого результата. Однако, по мнению экспертов, выигрыш РФ в этом деле крайне маловероятен.
«Ещё когда этот суд только начинался, то говорили, что он исключительно технический, и проигрыш России предрешён изначально. Сейчас же положение России в мировом сообществе только ухудшилось на фоне ситуации с Украиной, санкциями и крушением "Боинга", и рассчитывать на победу не стоит. Ну а тем более с учётом того, что апелляция будет рассматриваться в Нидерландах, где не скрывают, что винят в падении "Боинга" на Украине именно Россию. Как известно, в этом самолёте было много голландцев», — заявил АиФ.ru партнёр компании «Налоговик», руководитель направления по финансовому рынку и налоговому праву независимого экспертного центра «Общественная Дума» Дмитрий Липатов.
Россию притесняли и в первом суде — не заслушивались заявления российских экспертов, игнорировалось решение ЕСПЧ по той же жалобе, отмечает Липатов. Более того, Третейский суд Гааги проигнорировал тот факт, что РФ так и не ратифицировала Энергетическую хартию — в 1994 году тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин подписал документ, но Госдума так и не ратифицировала хартию. С тех пор она так и находилась в подвешенном состоянии, и Россия не должна отвечать за нарушения документа. Однако этот факт не помешал Гаагскому арбитражу судить РФ по этому соглашению. Теперь положение нашей страны вряд ли будет лучше, а доводы Москвы, скорее всего, не будут услышаны и восприняты адекватно, полагает Липатов.
Тяжбы между Россией и экс-акционерами ЮКОСа длились почти десять лет и наверняка могут затянуться и в этот раз. «Но по международным нормам тяжбы в апелляционной инстанции не освобождают страну от выплаты присуждённой акционерам ЮКОСа суммы и не спасут Россию от наложения ареста на её имущество в случае отказа от этой выплаты, поскольку этот арест не запрещён при апелляционных разбирательствах. Так что в данном случае апелляция — это не панацея и практически ничего уже не решит», — подчёркивает руководитель направления по гражданскому, уголовному и арбитражному праву независимого экспертного центра «Общественная Дума» Антон Соничев.
По международным нормам тяжбы в апелляционной инстанции не освобождают страну от выплаты, присужденной акционерам ЮКОСа суммы, и не спасут Россию от наложения ареста на ее имущество в случае отказа от этой выплаты, поскольку этот арест не запрещен при апелляционных разбирательствах.
Долг платежом красен
Бывший совладелец ЮКОСа и один из истцов к РФ Леонид Невзлин приветствовал решение суда и выразил надежду, что Россия добровольно выплатит компенсацию. «Я не хочу ни в коем случае, чтобы мои люди или я входили в войну с Россией. Это не война, просто дальше — поиск и заморозка активов во всем мире», — сообщил Невзлин журналистам.
В свою очередь, глава GML Тим Осборн заявил, что будет «добиваться от России выплат в принудительном порядке», если Москва не расплатится с пострадавшими до 15 января 2015 года. Осборн не исключает подачи иска против ВР как акционера «Роснефти». В нефтяной компании на это ответили, что компания «не являлась стороной, не участвовала в указанных спорах и не является ответчиком по опубликованным решениям». В «Роснефти» убеждены, что к компании не могут быть предъявлены какие-то требования.
Если РФ совсем откажется от выплат истцам, на российское имущество за рубежом однозначно наложат арест — подобное практиковалось не единожды, говорит Соничев. Под арест может попасть всё госимущество РФ за границей, активы страны и активы госкомпаний и госкорпораций. Исключением являются дипломатические представительства.
«Это коснётся "Газпрома", "Роснефти", "Аэрофлота". Могут арестовать счета в иностранных банках, приобретённые зарубежные ценные бумаги, различные лицензии, предметы искусства, здания, сооружения, танкеры с нефтью, газохранилища. В общем, всё, что принадлежит России и её госкомпаниям, но пребывает за границей», — перечисляет эксперт.
Могут арестовать счета в иностранных банках, приобретенные зарубежные ценные бумаги, различные лицензии, предметы искусства, здания, сооружения, танкеры с нефтью, газохранилища. В общем, все, что принадлежит России и ее госкомпаниям, но пребывает за границей.
Кто заплатит за ЮКОС?
Одним из первых, кто прокомментировал решение Третейского суда в Гааге, стал бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. «Крайне огорчает ситуация, в которой за действия конкретных индивидуумов, которые преследуют не государственные, а свои личные политические или корыстные интересы, вынуждено отвечать российское государство», — заявил он в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Вместе с судебными издержками РФ должна выплатить истцам более 50,6 млрд долларов. Для сравнения: затраты на Олимпиаду в Сочи составили 5 млрд долларов. Деньги на выплаты экс-акционерам ЮКОСа определённо будут взяты из бюджета, в котором для таких целей предусмотрен специальный фонд. Ничего экстраординарного с госказной или российской экономикой из-за этого события не случится, уверен Липатов.
Проблемы у России могли бы возникнуть в том случае, если бы Москва отдала экс-акционерам ЮКОСа всю сумму сразу, но, судя по риторике российских властей, выплачивать все 50 млрд долларов единовременно никто не собирается. Когда выплаты растянутся на время, потери будут не такими катастрофическими. Эксперты не исключают, что правительство примет меры, чтобы найти источники для этой оплаты. «В частности, эта обязанность, в конечном счёте, ляжет на население страны в виде повышения налогов, сокращения социальных расходов и повышения цен (тарифов)», — не исключает Липатов.
«Трагедии или краха ждать не стоит. Россия подаст апелляцию, что затянет выплаты, а также будет выплачивать эту сумму маленькими частями, ссылаясь на недостаток средств. Затянуться такая выплата может на годы и даже десятилетия, и никто ничего не сможет сделать с РФ в этом случае, если долг будет постепенно погашаться, хоть и мизерными суммами. Главное — чтобы выплаты происходили регулярно», — объясняет эксперт.
Затянуться такая выплата может на годы и даже десятилетия, и никто ничего не сможет сделать с РФ в этом случае, если долг будет постепенно погашаться, хоть и мизерными суммами. Главное – чтобы выплаты происходили регулярно.
После установленной судом даты, то есть 15 января 2015 года, на непогашенную часть долга начнут начисляться проценты, что удлинит срок выплаты.
Как и в любом суде, в этой ситуации должника нельзя заставить выплатить долг единомоменто и быстро, если у него нет денег и неоткуда их взять. Если выплаты, хоть и небольшими частями, но осуществляются систематически, наказать должника никак нельзя. Так что истцам из ЮКОСа придется получать всю положенную им сумму частями.