В ближайшие 5 лет на помощь бизнесу только по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предполагается потратить 481,5 млрд руб.
Эти деньги должны обернуться не только ростом налоговых поступлений, но и инвестициями в экономику, ведь даже маленький бизнес требует постоянных вложений. Легко ли начать и вести собственное дело и чем реально помогает государство, «АиФ» узнал у ставропольских предпринимателей.
Полезно кошкам и экологии
Восемь видов кормов для кошек, в том числе страдающих ожирением и другими недугами, выпускает и продаёт через интернет компания, созданная в Ставрополе 1,5 года назад молодым учёным Павлом Трушовым. Технологию производства он разработал в Северо-Кавказском федеральном университете, а довести идею до конечного продукта ему помогли федеральный Фонд содействия инновациям и краевые структуры поддержки бизнеса.
«Фонд микрофинансирования выдал нашей компании «Нутришн Технолоджис» льготный заём на покупку оборудования, – рассказывает предприниматель. – За поручительством обратились в Гарантийный фонд. А Фонд содействия инновационному развитию помог с проектом модернизации помещения и сертификацией продукции. Документы оформлялись очень быстро».
В компании работают всего 3 человека. Есть планы поставить ещё пару производственных линий, чтобы выпускать корма для собак и паштеты.
Сырьё – натуральное, в т. ч. отходы с боен и птицефабрик. «Они считаются малоценными, и их обычно просто утилизируют, порой неэкологичными методами, – поясняет Трушов. – А мы перерабатываем в корма с высоким содержанием белка. Этот проект мы представили на форуме «Открытые инновации», куда недавно ездили при содействии Фонда поддержки предпринимательства края. Хотим стать резидентами центра «Сколково». Сейчас для этого не нужно никуда переезжать».
Дают взаймы и гарантируют
Павел Трушов – один из 3 тыс. ставропольских предпринимателей, которые с начала года в том или ином виде получили помощь государства. Фонды, учреждённые Минэкономразвития и Минимущества края, выдают микрозаймы, предоставляют гарантии под банковские кредиты, помогают выходить на международные рынки малым и средним предприятиям (с годовым оборотом до 2 млрд руб. и количеством сотрудников до 250).
«На Ставрополье действует целая система правовых, организационных и финансовых механизмов, которые облегчают жизнь как начинающим, так и опытным бизнесменам, – говорит министр экономического развития края Сергей Крынин. – Поддержка малого и среднего бизнеса растёт. К этому нас обязывают и соответствующий нацпроект, и понимание, что от самочувствия бизнеса зависит развитие не только экономики, но и социальной сферы».
В крае есть 4 региональных проекта, которые делают доступнее льготное финансирование, разработаны и другие меры, помогающие «малышам» расти в оборотах. На это, а также на популяризацию опыта успешных проектов в 2019 г. выделено 815 млн руб. Кроме того, вернулась такая мера поддержки, как возмещение затрат на новое оборудование и средств на первоначальный взнос при покупке его в лизинг.
Модернизировать и запускать новые производства помогает и краевой Фонд микрофинансирования. В небольших кредитах под низкие проценты особенно нуждаются «малыши». Чаще всего, рассказывают в пресс-службе Минэкономразвития края, их берут перерабатывающие предприятия для покупки оборудования. Новые станки в цеху или печи в пекарне окупаются быстро. В этом году популярен заём «Промышленник»: до 5 млн руб. под 1% годовых.
У начинающих или закредитованных бизнесменов нет залоговой базы, чтобы получить кредит. Их выручает Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. «Мы предоставляем поручительство, если предприниматель подходит под наши критерии, – поясняет замдиректора фонда Сергей Батраков. – Предприятие должно быть зарегистрировано или вести деятельность в крае не менее 3 месяцев, не производить и не продавать подакцизные товары и услуги, не иметь просрочек по налогам, не заниматься игорной, ломбардной, страховой деятельностью, не давать деньги в долг и не быть участником соглашения о разделе продукции. Бизнес должен быть прозрачным».
Шансов получить одобрение больше у тех, кто создаёт рабочие места и увеличивает налогооблагаемую базу. «С начала года выдали 96 поручительств на 770 млн руб. Под них бизнес привлёк кредиты и займы на 1,6 млрд руб. Эти средства инвестировали в развитие. За 10 лет работы фонда в экономику края привлечено 20,5 млрд руб.», – подытоживает Батраков.
На «Алибаба» и далее
Ещё одна «няня» для «малышей» и «середняков» – краевой Фонд поддержки предпринимательства, в который входят несколько центров – экспорта, кластерного развития, инжиниринга, поддержки предпринимательства. Они не дают денег или денежных гарантий, но оказывают услуги, которые помогают претворить идею в дело.
«Выделяем субсидии на сертификацию продукции, разработку сайтов и брендов, маркетинговые исследования, участие в выставках, – рассказала директор фонда Елена Самарина. – На регистрационном взносе и аренде выставочной площади и оборудования предприниматель может сэкономить до полумиллиона рублей. Для небольших компаний это колоссальная сумма».
Однако и таким компаниям подчас нужны международные рынки. Выйти на них помогает центр экспорта. С начала года 27 представителей МСП заключили 30 экспортных контрактов на сумму 17,5 млрд долл.
«Экспорт – высший пилотаж бизнеса и двигатель региональной экономики, – считает Самарина. – Мы содействуем тем, кто готов к этому. Например, размещаем информацию на международной платформе «Алибаба», что недёшево».
С помощью фонда народные умельцы создают фирмы, а предприятия открывают филиалы. Сфера деятельности самая разная: кто-то производит экопакеты, кто-то – детские кроватки из бука, кто-то – сумки-«кенгуру» для грудничков.
Иван Мордовин открыл в Георгиевске артель «Русичи», которая выпускает мебель из натурального дерева в русском стиле. «Сначала мы создали домашнюю мастерскую, а потом попали на семинар, который организовал Фонд поддержки предпринимательства, и узнали, что наша бизнес-идея интересна государству, – вспоминает он. – И вот уже 3 года тесно сотрудничаем с фондом: пользуемся маркетинговыми услугами, продвигаем нашу продукцию. В прошлом году ездили в бизнес-миссию в Дубай. Сейчас ведём переговоры об участии в Миланском мебельном салоне – 2020».
Сегодня артель – уже не только бизнес, но и школа столярного ремесла: обучают всех желающих и растят кадры.
Своя школа для детей и взрослых есть и у «Гончарной мастерской Орловых» в Ставрополе. «У нас ручное производство. Мастера делают на гончарном круге и обжигают в печи горшки, кувшины, кружки, тарелки. Всё это может использоваться в быту в отличие от сувенирной керамики. Сейчас такие прочные изделия редкость: в основном глиняную посуду делают литьем в формы, поэтому она кривоватая и шероховатая, в отличие от нашей — рассказала мастер Юлия Орлова. — Гончарным делом в 2008 г. увлёкся мой свекор, а в 2015-м я стала у него учиться, и мы расширили производство, приняли ещё двух мастеров. В этом году краевой фонд поддержки предпринимательства помог мне оформить документы на субсидии — 200 тыс. рублей, которую мы вложили в покупку хорошей немецкой печи, которая позволит нам выпускать фарфор. Недавно подали заявку в фонд на субсидии на продвижение нашей продукции. Это у нас вторая статья расходов после зарплаты. Мы рекламируем себя в интернете, делаем посуду на заказ и продаём по всей России и за границу».
За маркетинговой поддержкой в фонд обратился и Виталий Гамисония — сооснователь сети парикмахерских. Бизнес он создал с братом Георгием Сахвадзе всего 2 года назад, открыв первую парикмахерскую на Тухачевском рынке в Ставрополе. «Это новый формат: низкая цена, высокое качество услуг и новые технологии, — говорит Гамисония. — В парикмахерской работают встроенные пылесосы, вместо администратора — терминал, который принимает оплату и выдаёт чеки. Мастера неплохо зарабатывают за счёт большого потока клиентов».
Сеть развивается благодаря продажам франшизы — права пользоваться фирменным стилем и методами работы. Таких парикмахерских уже 22 по России и в Казахстане. «От фонда ждём субсидию на продвижение франшизы. Маркетинг, как и деньги, лишним не бывает, — уверен предприниматель. — Дадим рекламу — появится 5–10 новых партнёров».
В декабре на базе фонда откроется центр «Мой бизнес» – он сделает ещё более доступной любую господдержку, вплоть до консультаций налоговиков или трудинспекторов. Работа будет организована по принципу «одного окна». А «малыши», не имеющие собственных офисов, смогут пользоваться переговорными, конференц-залами, оргтехникой. Вести бизнес станет ещё проще.
Мнение эксперта
Губернатор Владимир Владимиров:
– На Ставрополье 115 тыс. малых и средних предприятий, в которых работают 300 тыс. человек. Они создают треть валового регионального продукта, реализуют социальные программы. Очень важно, чтобы работалось им как можно комфортнее. Этот год в крае объявлен Годом предпринимательства, а объём краевой господдержки малого и среднего бизнеса достиг полумиллиарда рублей – больше, чем когда-либо ранее.