Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» стартовал с начала 2019 г. Какие новые возможности для создания и развития бизнеса появились благодаря ему в регионах?
Курсы бизнеса — бесплатно
Когда жителей Терновского района Воронежской области пригласили протестировать свои предпринимательские способности, в местный дом культуры пришло 200 человек: больше, чем на сеанс нового фильма. Склонность к предпринимательству была выявлена у 80. И теперь для терновцев готовится новая встреча: на этот раз — с бизнес-тренером, который расскажет о том, как начать свое дело.
— Надеемся, что после этого в Терновке будут зарегистрированы новые ИП, — говорит сотрудник Центра предпринимательства Воронежской области Юлия Архипова. — А мы бесплатно поможем составить бизнес-план и получить все главные знания, которые нужны для работы.
Тестирование предпринимательских способностей началось в Воронежской области в ноябре в рамках федерального проекта по популяризации предпринимательства. На вопросы тестов ответили уже 2500 человек, большинство из которых — старшеклассники и безработные. В планах — тестирование старшекурсников. Другой новый воронежский проект — восьмидневный курс по основам предпринимательства в школах, на который специально приглашены опытные преподаватели из Татарстана.
— Раньше на такие мероприятия не хватало ресурсов. А теперь появились и деньги, и поддержка властей. В ту же Терновку мы приехали по просьбе главы районной администрации, — обращает внимание Архипова.
Идея увеличить финансирование мероприятий по вовлечению россиян в бизнес появилась в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Федеральный проект «Популяризация предпринимательства» — его часть. На его реализацию в 2019 г. из федерального бюджета было выделено 13,7 млрд руб.
Все услуги — в одном окне
Проще стало работать как тем, кто делает первые шаги в бизнесе, так и опытным предпринимателям. В четырех регионах в порядке эксперимента был внедрен новый налоговый режим, который могут использовать самозанятые, — предприимчивые люди, у которых нет наемных работников. И он оказался настолько удобным, что при плане в 200 тыс. плательщиков налога на профдоход, который на 2019 г. поставила ФНС, количество официально зарегистрированных самозанятыми уже в ноябре превысило 280 тыс. человек. Поэтому с 1 января 2020 г. этот режим будет внедрен еще в 19 регионах.
Стали ближе к бизнесу структуры господдержки предпринимательства. Услуги, которые оказывают предпринимателям различные организации, теперь объединены по принципу «одного окна» в центрах «Мой бизнес». В течение 2019 г. они были созданы в большинстве российских регионов, и к концу декабря их будет уже 82.
— В Нижегородской области центр «Мой бизнес» открылся 6 ноября на площадке технопарка «Анкудиновка», — рассказывает руководитель регионального Центра поддержки предпринимательства Ольга Бронцева. — И если раньше предпринимателю надо было ломать голову и узнавать, где получить ту или иную услугу, то теперь ему достаточно просто обратиться в центр «Мой бизнес». Запрос в «одно окно» заменяет обращение более чем в 40 структур: от УФНС и уполномоченного по правам предпринимателей до центров и агентств, которые входят в систему поддержки бизнеса. В центре «Мой бизнес» можно узнать обо всех мерах государственной поддержки, зарегистрировать предприятие, открыть расчетный счет в банке, получить выписку из госреестра и бесплатную консультацию. Заявку на оказание бизнес-услуг можно подать лично, по интернету и телефонной горячей линии. Центры для предпринимателей по этой модели работают во многих регионах России. Но мы пошли дальше и решили создать такой центр не только в Нижнем Новгороде, но и в районах нашей области. Филиалы центра «Мой бизнес» уже открыты в трех городах, а до конца года они появятся еще в четырнадцати.
В масштабах России к 1 ноября 2019 г. центры «Мой бизнес» предоставили 416 802 услуги и провели 10 306 мероприятий для предпринимателей, на которых побывало 178 494 участника.
Деньги на проект? Есть варианты
Увеличился объем разных видов финансовой господдержки, адресованной бизнесу. Прежде всего это льготное кредитование, которое по ставке 8,5% предоставляется на инвестиционные цели или пополнение оборотных средств. Уже к 10 октября 2019 г. таких кредитных договоров было заключено в 2 раза больше, чем в прошлом году, и по ним было выдано 222,4 млрд руб. против 101,2 млрд руб. за весь предыдущий год.
С начала 2019 г. предпринимателям также предоставлено около 12 тыс. микрозаймов на общую сумму 18 млрд руб. При этом объем субсидий, которые получили из федерального бюджета региональные фонды микрофинансирования, в течение года был увеличен с 4,6 млрд руб. до 9,73 млрд руб. Это позволило выдать больше микрозаймов, чем планировалось первоначально.
И впервые в 2019 г. компаниям МСП была предложена такая форма поддержки, как возмещение части затрат по выпуску акций и облигаций, а также по выплате купонного дохода по облигациям, размещенным на бирже.
Продолжилась практика государственного софинансирования дорогостоящих услуг, которые нужны для развития перспективных проектов: проведение маркетинговых исследований, аудит производственных процессов, международная сертификации продукции, участие в зарубежных выставках. Большую часть таких расходов готовы взять на себя центры поддержки экспорта, инжиниринга, кластерного развития, фонды содействия кредитованию. В этом году в некоторых регионах усилилась связка между структурами господдержки регионального и федерального уровня. Пример — Тамбовская область, где областной центр инжиниринга стал представительством федерального Фонда содействия инновациям, а местный экспортный центр начал тесно сотрудничать с Российским экспортным центром (РЭЦ).
— В результате упростился доступ наших компаний к финансовым и консалтинговым ресурсам общероссийского уровня, — говорит о преимуществах такого сотрудничества директор Центра координации поддержки бизнеса в Тамбовской области Иван Сафронов. — Если мы видим теперь, что региональным институтам господдержки не хватает денежных средств или компетенций, которые нужны бизнесу, то передаем его заявку в федеральный фонд или центр и помогаем ее продвижению.
По такой схеме в 2019 г. TN-Group получила согласие федерального Фонда содействия инновациям на выделение 20 млн руб., которые пойдут на коммерциализацию новых разработок. Первый транш, который уже поступил, позволил довести продукты компании до требований, которые предъявляют зарубежные заказчики. А участие в трех зарубежных выставках, которое на 80% профинансировал РЭЦ, позволило расширить географию экспорта от Восточной Европы до Африки.
Центры поддержки экспорта работают сегодня в 79 регионах России. По итогам 9 месяцев 2019 г. ЦПЭ оказали услуги 11 694 малым и средним предприятиям. При их содействии 1 728 предпринимателей заключили экспортные контракты, объем поддержанного экспорта составил 1,4 млрд долл. США. Общий объём субсидий из федерального бюджета на создание и развитие таких центров в этом году достиг почти 3,5 млрд руб., что в семь раз больше, чем в 2018 г. Это позволило расширить спектр услуг.
Знания — двигатель торговли
Дополнительные финансовые ресурсы, которые региональные центры поддержки предпринимательства получили благодаря нацпроекту, адресованному малому и среднему бизнесу, позволили самым активным областям и республикам в разы увеличить количество образовательных мероприятий для предпринимателей.
— В 2019 г. мы провели один крупный форум с привлечением известных спикеров из Москвы и других регионов, до конца этого года таких форумов будет уже три, — рассказывает директор Центра «Мой бизнес» Саратовской области Александр Марченко. — Введена новая образовательная услуга: обучение и сопровождение участия в тендерах, которые проводят на электронных торговых площадках госзаказчики и крупные частные компании. А 25 саратовских предпринимателей из разных сфер бизнеса получили премии по 100 тыс. руб. на оплату рекламных кампаний своих продуктов.
— Самым ценным были даже не деньги, а то, что мы получили консультации по поводу того, как их эффективно потратить, — рассказывает Марина, отвечающая в семейной фирме за маркетинг. — Центр «Мой бизнес» познакомил нас с классным консультантом по контекстной рекламе, который оптимизировал настройки наших рекламных объявлений в «Яндексе» и Google. И сейчас, в предновогодние дни, мы уже с трудом справляемся с заказами.
Вместе с ростом познаний предпринимателей в области продаж растет и уровень заказов, которые получают малые и средние предприятия. По данным на 15 ноября 2019 г., с начала года объем закупок, сделанных крупнейшими заказчиками у субъектов МСП, достиг 2,76 трлн руб. При этом плановый ориентир, намеченный Минэкономразвития, составлял 1 трлн руб.