«Технопарк», «промпарк», «бизнес-инкубатор» — понятия, прочно вошедшие в современный деловой лексикон. Что это такое, в чём между ними разница и как ими пользоваться? Об этом — в материале АиФ.ru.
Если есть бизнес-план
Бизнес—инкубатор — структура для поддержки начинающих предпринимателей, которая, в отличие от технопарков, ориентированных на высокотехнологичные отрасли бизнеса, почти не ограничивает резидентов в выборе сферы деятельности. Цель бизнес-инкубатора — максимально облегчить и ускорить путь начинающего предпринимателя от бизнес-идеи до выхода на рынок.
Бизнес-инкубатор берет на себя все сопутствующие этому процессу задачи: роль секретаря, юриста, бухгалтера, оказание образовательных, маркетинговых, консалтинговых услуг. Бизнес-инкубатор — это офисные площади не менее 900 кв. м, где на льготных условиях размещаются компании-клиенты, помещения коллективного пользования: конференц-залы, переговорные, кафе и кухонные зоны.
По данным портала Rusbase на декабрь 2019 г., сегодня в России 178 бизнес-инкубаторов.
Специально для инноваторов
Технопарк с точки зрения материально-технической базы — это комплекс производственных, складских и офисных площадей в сочетании с научной базой. Резиденты технопарков — предприниматели, заинтересованные в реализации инновационных и высокотехнологичных производственных бизнес-проектов, хотя бывают и исключения. Технопарки предоставляют резидентам маркетинговую, юридическую и экономическую поддержку.
По данным геоинформационной системы «Индустриальные парки. Технопарки. Кластеры» Минпромторга России, на территории 53 регионов Российской Федерации функционирует 157 технопарков.
«Существуют промышленные технопарки, а также технопарки в сфере высоких технологий, — рассказывает директор Ассоциации развития кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко. — Последних всего 12, они были созданы по программе Министерства связи и массовых коммуникаций. Что касается промышленных технопарков, то они очень востребованы региональным малым и средним предпринимательством».
Государственное стимулирование развития технопарков позволяет резидентам экономить на издержках до 30-35%. Так, в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» лучшие частные технопарки по рейтингу Минэкономразвития России могут рассчитывать на субсидию размером до полумиллиарда рублей практически на все инфраструктурные затраты, а опыт их эффективного функционирования планируется тиражировать.
«Крупный завод, имеющий избыточную и дорогую в эксплуатации инфраструктуру, создав промышленный технопарк, не только находит способ эффективного использования имущества, но и неизбежно „обрастает“ малыми компаниями, которые могут впоследствии войти в его производственную цепочку, — говорит Андрей Шпиленко. — Всё это выгодно и собственнику, и малому бизнесу, и региону, и государству».
Территория индустрии
Промпарк (индустриальный парк) — это производственная территория, где расположены объекты производственной, складской, транспортной, офисной и прочей инфраструктуры. Их концентрация на одной территории позволяет оптимизировать процессы производства и логистики и снизить издержки резидентов благодаря совместному использованию ресурсов.
«В России, как и во всём мире, индустриальные парки — важный инструмент развития малого и среднего производственного бизнеса, — рассказывает заместитель руководителя Ассоциации индустриальных парков России Максим Паздников. — Разница в сроках реализации проекта в индустриальном парке и на обычной площадке может достигать двух с половиной лет. Ведь зачастую подключиться к сетям „естественных монополий“ бывает очень сложно. А индустриальный парк предлагает либо земельный участок, полностью готовый для строительства и с подведёнными коммуникациями, либо уже готовое помещение, которое производственная компания может арендовать».
По данным Ассоциации индустриальных парков России, в стране действует 227 индустриальных парков (из них, по информации геоинформационной системы «Индустриальные парки. Технопарки. Кластеры» Минпромторга России, полностью готовы принять резидентов 166).
Индустриальные парки позволяют эффективно и экономично решать вопросы транспортировки, энерго- и водоснабжения, а централизованный подход к проблемам воздействия производств на окружающую среду поможет улучшить экологическую ситуацию региона.
Как стать резидентом
Бизнес-инкубатор. Теоретически в бизнес-инкубатор может обратиться человек с любой бизнес-идеей, которая, по его мнению, может быть коммерчески выгодной. Но воспользоваться услугами инкубатора можно только после одобрения комиссии, которую нужно убедить в перспективности своей бизнес-идеи. Ведь большинство частных бизнес-инкубаторов (а в России преобладают именно частные бизнес-инкубаторы) имеют доход в виде процента с прибыли резидентов и кровно заинтересованы в успехе нового бизнеса.
Большим плюсом для вступления в ряды резидентов бизнес-инкубатора будет готовый бизнес-план. Став резидентом бизнес-инкубатора, можно рассчитывать на его поддержку в течение 1-5 лет. Шансы выживаемости нового предприятия в бизнес-инкубаторе — свыше 85%, а самостоятельный бизнес становится успешным лишь в 3 случаях из 10 или еще реже...
Технопарк или индустриальный парк. В этом случае стоит начать поиск площадки с портала геоинформационной системы «Индустриальные парки. Технопарки. Кластеры» Минпромторга России, а также сайтов Ассоциации развития кластеров и технопарков России или Ассоциации индустриальных парков России.
Посмотрев обзор предложений, полезно зайти на сайты управляющих компаний промышленных парков и технопарков вашего региона и поинтересоваться конкретными условиями размещения. В идеале каждый промпарк или технопарк должен публиковать информацию для потенциальных резидентов в открытом доступе.
Минэкономразвития России и Минпромторг России в настоящее время начали работу по унификации требований к промышленным паркам и технопаркам, которые курируют оба ведомства, в целях установления общих требований к инфраструктуре.