В опросе принимали участие более 2200 российских компаний. Опрашивали топ-менеджеров и специалистов, компетентных в выборе финансового партнера.
Почти половина опрошенных представителей предприятий заявили, что начать новый бизнес сложно, четверть — не сложно и не легко, для трети же это легко. Основные барьеры при открытии своего дела возникают из-за трудности с получением банковского кредита при отсутствии залога. Так, 54% опрошенных считают, что получить начальный капитал сегодня крайне сложно или практически невозможно, лишь четверть полагает, что это простая задача.
Еще одна проблема на пути бизнесменов — привлечение финансовых ресурсов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Трудность или простота при открытии нового бизнеса, как выяснилось, зависит и от региона России. 42% респондента Уральского федерального округа указали на относительную простоту создания своего дела, а жители Центрального и Дальневосточного федеральных округов (49 и 54%) чаще других говорят, что начать бизнес в их регионе сложно.
Интересно, что банковский кредит легче получить в регионах с сильной конкуренцией в большинстве отраслей, чем в местностях с более слабой конкуренцией. Специалисты НАФИ говорят, что, по всей видимости, это связано с тем, что развитие бизнеса способствует активизации банковских институтов в сфере кредитования.
В ходе исследования представители предприятий дали оценку качества используемых корпоративных услуг (важное место занимают среди них банковское и страховое обслуживание). Большинство оценили их уровень положительно: 11% удовлетворены их качеством полностью, 42% заявляют, что оно выше среднего. Недовольны качеством услуг 16% компаний.