Больше года назад Национальный резервный банк заявил о новой Стратегии развития. Развивать предполагалось региональную сеть банка, чтобы компании и люди во многих уголках России получили доступ к качественным банковским услугам. Показательно то, что на фоне финансового кризиса НРБ не только не свернул свою программу, но продолжает ей следовать, делая даже больше, чем собирался. И это, безусловно, говорит о его уверенном и устойчивом положении.
Инвестиции в будущее
Так, в конце прошлого года НРБ открыл 13 новых подразделений в регионах. Теперь в его сети 16 региональных подразделений в городах: Санкт-Петербург, Воронеж, Волгоград, Брянск, Тула, Ярославль, Саратов, Самара, Тольятти, Нижний Новгород, Краснодар, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Челябинск, Красноярск, Иркутск. В ближайшее время география присутствия банка станет ещё шире. С чем он пришел в регионы? Каковы его приоритеты?
— Сегодня мы продолжаем ту линию, которая была выбрана изначально — работа с реальным сектором экономики: ведущие отрасли промышленности, производство товаров и услуг для населения — все то, что дает добавленную стоимость, — рассказал нашему корреспонденту вице-президент, член Правления Национального резервного банка Сергей Кобин. — И наша региональная сеть ориентирована, прежде всего, именно на корпоративный сегмент. Мы продолжаем довольно активно кредитовать крупный, средний и малый бизнес. Помимо кредитов, предлагаем клиентам ряд других интересных продуктов, поддерживая предприятия в условиях кризиса. Это можно назвать инвестициями в будущее. С начала трудового нового года наши региональные подразделения привлекли более 30 новых корпоративных клиентов. Пассивы по новой сети на сегодня — больше 140 миллионов рублей, кредитный портфель — уже свыше миллиарда рублей. Я думаю, что это хорошее начало. Мы также принимаем участие в тендерах на обслуживание, которые проводят как государственные, так и частные предприятия. Одновременно мы продолжаем обслуживать и физических лиц: новые отделения работают как универсальные точки.
Точки роста
— Какие регионы на сегодняшний день вы бы назвали «точками роста»?
— Сегодня можно выделить Иркутск, где наш филиал развивается весьма динамично. Также очень успешно работают наши точки в Самаре и Краснодаре — это регионы, которые развиваются уверенными темпами. Свои точки роста есть во всех федеральных округах, и там будет приложен максимум усилий для расширения деятельности банка и роста его клиентской базы.
В этом году мы должны открыть еще 3 филиала: Екатеринбург, Новосибирск и Тюмень. И несколько оперофисов в городах, куда мы планировали войти. Мы хотим, чтобы наши новые клиенты поняли: в регион пришёл солидный банк — универсальный, надёжный, с государственным подходом к оздоровлению, консолидации и развитию банковского сектора и с ответственным, уважительным отношением к тем, кто в нем обслуживается. В новых подразделениях мы будем развивать и розничное направление, но сейчас, повторю, мы более всего сосредоточены на развитии отношений с местными предприятиями.
— Какие продукты, какие формы обслуживания вы будете предлагать в регионах? Скорректировали ли вы свои намерения в связи с кризисом?
— В связи с кризисом мы скорректировали тактику реализации стратегии. Мы пришли от самостоятельного развития к покупке готового банковского бизнеса, том числе путем участия в санации проблемных банков. Напомню, что Национальный резервный банк стал одним из немногих негосударственных коммерческих банков, который получил от ЦБ РФ право участвовать в санации российской банковской системы. Первым опытом НРБ в этой сфере было восстановление при помощи Банка России платежеспособности АКБ «Российский капитал». Затем, в декабре 2008 года, в рамках договора с АСВ, Национальный резервный банк взял на себя ответственность за обслуживание 17 тысяч счетов вкладчиков обанкротившегося банка «Электроника». На базе ряда его офисов при поддержке ЦБ РФ Национальный резервный банк в сжатые сроки открыл собственные полноформатные филиалы и операционные офисы, акцентировав их деятельность на предоставлении услуг реальному сектору.
Мы продолжаем сотрудничать с производителями и наращиваем объёмы этого сотрудничества, предлагая корпоративным клиентам все виды обслуживания. Среди наиболее востребованных продуктов — документарные операции, вексельное кредитование, обслуживание расчетных «цепочек».
Если клиент хочет получить качественное обслуживание, он получит его в нашем офисе, где есть комфортные условия, высококвалифицированный персонал, предлагаются современные банковские продукты.
— В отличие от многих ваших коллег, которые берегут ликвидность и только покупают-продают доллары и евро, вы все-таки выдаете кредиты. Почему?
— Потому что для нас главное не на валютно-обменные операции, а клиенты. Да, у нас есть возможность для кредитования: ликвидность, капитал, очень хорошие показатели по нормативам. Мы можем себе это позволить, и делаем это осознанно. Банк скорректировал свои подходы к целевым клиентам и продуктам. Например, длинных кредитов сегодня практически нет — в основном, это заимствования на срок от 2-3 месяцев до года. В середине декабря мы определили самых перспективных клиентов и ведем с ними целенаправленную работу. Изменили требования к заемщикам: с точки зрения капитала — они ужесточились. Мы внимательно изучаем каждого клиента, его операции, контрагентов, финансовое положение, обеспечение, структурируем сделку, после чего принимаем взвешенное решение. Эта процедура занимает больше времени, но в результате мы можем дать кредит с уверенностью, что он вернется, ведь мы рассмотрели бизнес клиента в комплексе, со всех сторон, начиная с поставщиков сырья и заканчивая конечным потребителем его продукции.
Наиболее эффективный принцип использования возможностей универсального банка состоит в обслуживании всей цепочки полного производственного цикла отдельно взятого клиента. На одном конце могут быть розничные потребители, которые осуществляют расчеты за товары и услуги, а на другом — производство и поставки. В этом случае, посередине цепочки будут структуры, занимающиеся переработкой, предоставлением коммунальных услуг, поставщики энергии и т.д. Мы привлекаем клиента на обслуживание в банк вместе со всеми его контрагентами, партнерами и даже потребителями. Это дает нам дополнительную ликвидность, которая остается внутри банка, что позволяет нам работать и с другими клиентами, осуществлять документарные операции, расширять сферу своей деятельности. Плюс у нас интересные предложения по пассивам — размещению средств клиента: различные депозиты, текущие счета, счета до востребования. Еще одно конкурентное преимущество НРБ — мы производим расчеты день-в-день. Сегодня это делают немногие.
В кризис нужна консолидация
Управляющая краснодарским филиалом НРБ Людмила Леонова:
— В нынешней сложной экономической ситуации — в кризисные времена — в стране, а тем более в нашем крае работают не так много банков, которые могут и готовы кредитовать реальный сектор экономики. Но НРБ — один из таких. И сегодня наши клиенты, предприятия малого и среднего бизнеса, имеют возможность продолжать кредитоваться в банке — и на расширение производства, и на покрытие разрыва ликвидности, и на другие цели. Мы видим, что они борются с ударами кризиса и, со своей стороны, всегда готовы пойти им навстречу, оказать необходимую поддержку. Ведь реальной экономике нужен сильный партнёр.
Я уверена, что наш банк привлечёт немало и частных вкладчиков. Ведь именно мы смогли оказать огромную помощь бывшим клиентам банка «Электроника». Полностью и безболезненно решив их проблемы с депозитами, банк показал себя устойчивым и надёжным финансовым институтом, способным удовлетворить любые требования физических лиц.
Близка нам и Олимпийская тематика. В скором времени мы планируем открыть операционный офис в Сочи. У нас уже есть потенциальные клиенты, связанные со строительством олимпийских объектов, которых мы готовы кредитовать, предоставлять удобные схемы по торговому финансированию, лизинговым схемам работы. Будучи уполномоченным банком Таможенного комитета, НРБ готов активно обслуживать экспортно-импортные контракты. Поскольку внешнеэкономическая деятельность на территории края быстро развивается, уверена, что этот вид услуг, имеющийся в арсенале НРБ, также поможет привлечь новых клиентов.
Управляющий красноярским офисом НРБ Владимир Погодаев:
— Наши конкурентные преимущества, несомненно, состоят в том, что в красноярском операционном офисе Иркутского филиала НРБ ни на один день не приостанавливалась работа с кредитными заявками. Постоянно функционирует кредитный комитет, определяются лимиты кредитных линий. Мы активно работаем с реальным сектором экономики. Это наш приоритет. С другой стороны, для нас остаётся важной и ипотека — на сегодняшний день это практически уникальная ситуация.
Ещё один фактор, отличающий НРБ на рынке — последовательное развитие филиальной сети. Сегодня многие банки испытывают трудности и сворачивают деятельность своих региональных офисов, в первую очередь, розницу, автокредитование, ипотеку. Точки, которые не приносят прибыли, либо закрывают, либо перепрофилируют: сокращают персонал, из филиала делают оперофис. А наш банк поступает наоборот — и тем самым становится ближе к клиенту. В это непростое время он открывает новые подразделения, что, безусловно, полезно для всех.
Наконец, третий фактор: НРБ рассматривает для сотрудничества абсолютно все отрасли, нет табу ни для одного вида промышленности. Единственное «но»: мы взяли паузу с девелоперскими проектами, поскольку необходимо понимание того, как будет развиваться этот рынок.
Самая лучшая реклама для НРБ — это его дела. Банк не приостанавливал кредитование реального сектора экономики. Процентные ставки для предприятий — на рыночном уровне, развиваются вексельные программы. У банка сложились хорошие отношения с местными органами власти, предприятиями оборонного комплекса, транспорта, лесопереработки, энергетики, торговли. Главным образом, это крупные и средние компании. Активно работаем и с физическими лицами.
Управляющий самарским офисом НРБ Павел Князев:
— У нас большой опыт обслуживания корпоративных клиентов и сделок, направленных на финансирование программ развития предприятий. Руководство страны одним из приоритетных направлений определило развитие частного предпринимательства — это внушает надежду и нам, и самим бизнесменам. Степень риска по кредитованию среднего и малого бизнеса во многом зависит от уровня квалификации работников банка, помогающих клиенту в выборе того или иного продукта. У нас есть все составляющие успешного развития в регионе. И наша задача — воплотить стратегические цели руководства банка в реальные сделки. Сегодня НРБ продолжает работу в полном объеме, предоставляя клиентам весь спектр современных банковских продуктов и услуг на самом высоком уровне, в том числе — кредитование, депозиты и векселя, управление ликвидностью, банковские гарантии, финансирование торговли, документарные операции. Мы всегда готовы помочь клиенту в экономическом обосновании сделки, в составлении бизнес-плана, структурировании сделки. Таким образом, круг наших потенциальных клиентов достаточно широк и со всеми мы готовы к конструктивному и взаимовыгодному сотрудничеству.
Что касается работы с физическими лицами, то мы, как и многие другие банки, пока не наращиваем объемы кредитования, хотя и дальше будем делать акцент на ипотечном кредитовании. А это для многих людей сейчас очень важно.
* * *
Одно из конкурентных преимуществ НРБ состоит в том, что он является частью крупного финансово-промышленного холдинга — Национальной резервной корпорации (НРК). В неё входят различные виды бизнеса — они диверсифицированы.
— Дочерние компании НРК могут быть нашими клиентами, и сегодня мы заводим их в банк. Во время кризиса надо консолидироваться! — считает Сергей Кобин. Благодаря развитию региональной сети, все структуры корпорации могут обслуживаться внутри холдинга. Связывая воедино сразу несколько проектов НРК, мы можем делать более выгодные предложения по развитию бизнеса.
Сегодня, по мнению вице-президента, у НРБ появилась возможность работать практически с любым клиентом, которому в банке готовы предложить широчайший выбор конкурентоспособных услуг. В результате в банк приходят те, кто еще год назад предпочитал другие кредитные учреждения.
— Многие уже не получают прежнего обслуживания в банках, с которыми сотрудничали раньше. А мы им обеспечиваем даже более высокий уровень услуг и клиенты нам за это благодарны. Хочу подчеркнуть, что кризиса мы не отрицаем. Но отдаем себе отчет в том, что экономика в нашей стране не погибла, она функционирует, и жизнь не останавливается. Надо продолжать всячески поддерживать реальный сектор, нормальная работа которого способна вывести страну из кризиса.
СПРАВКА «АИФ»:
НРБ поставил перед собой цель войти к концу 2012 года в пятерку крупнейших российских банков по размеру чистых активов. Среди других стратегических задач — увеличение клиентской базы в 30 — 40 раз.