Есть такой старый анекдот. Пятнадцатилетний еврейский мальчик иммигрирует в Америку. Первым делом он приходит в синагогу просить работу. Ему предлагают устроиться служкой, но затем отказывают из-за его неграмотности. Тогда мальчик на последние деньги покупает апельсин, выжимает из него сок, продаёт, на вырученное покупает два апельсина, опять выжимает сок... Через некоторое время у него хватает денег, чтобы завести собственную фруктовую лавку, затем крупный магазин. Через сорок лет он - фруктовый король Америки. Однажды к нему приходит журналист и спрашивает:
- Должно быть, чтобы добиться всего этого, вы много учились, закончили университет?..
- Нет, - отвечает миллионер. - Я абсолютно неграмотен.
- Боже мой! - потрясён журналист. - Но я просто не представляю, каких высот вы могли бы достичь, если бы были грамотным!
- А я знаю, - говорит бизнесмен. - Я был бы служкой в синагоге.
К счастью, большинство стран мира сейчас не испытывает недостатка в грамотных людях. Однако для большого количества этих людей постоянная нехватка средств и тем более отсутствие стартового капитала для бизнеса - серьёзная проблема. А деньги нужны немалые: по оценкам экспертов из американского коллежда Бабсона, общие расходы на аренду офиса, закупку оборудования и наём сотрудников составляют в среднем 65 тысяч долларов. Так что многим приходится действовать по модели того самого мальчика с апельсинами. Вспомним хотя бы отечественных «челноков», которые в 90-е годы были практически в каждом городе, да и сейчас остались кое-где у границ с Прибалтикой, Финляндией и Китаем.
Красивым вещам - красивый пиар
В связи с недавно возникшим кризисом «челноками» пришлось стать и кое-кому из американцев. Так, газета Wall Street Journal на днях рассказала историю успеха 27-летней Каэль Робинсон, владелицы фирмы по продаже украшений, прибыль которой в прошлом году оценивалась в 60 тысяч долларов.
Началось всё с того, что три года назад девушка получила в подарок необычный браслет латиноамериканской этнической вышивки. Съездив на отдых в Аргентину, она обнаружила, что в таких там ходят практически все, и решила: в её родном Денвере они наверняка станут не менее популярными. Первую партию украшений - 100 штук - Каэль приобрела всего за 40 долларов, и её ожидания оправдались: все браслеты были раскуплены. За первой сотней последовала вторая, а затем и тысяча.
К лету 2008 года Робинсон уже обладала достаточным количеством средств, чтобы создать профессиональный веб-сайт и нанять PR-агента (кстати, сама она изначально тоже трудилась в сфере связей с общественностью). И вскоре её украшения стал рекламировать журнал CosmoGirl, а за ним и другие СМИ. Внимание прессы помогло Каэль заключить контракты с рядом известных бутиков, где товар расходился не менее бойко.
По ресторанам
Высокие технологии предоставляют ещё больше возможностей минимизировать предпринимательские затраты. В том же 2007 году госслужащий из Виргинии Джефф Сведарски заплатил 100 долларов за регистрацию своей фирмы, ещё 10 за домен для её сайта и стал предлагать качественно новый вид туристических услуг - кулинарно-исторический тур. Идея состояла в следующем: местные рестораны готовят небольшими порциями блюда, не входящие в их обычное меню, но типичные для того или иного периода истории США, а Джефф приводит группы посетителей на их дегустацию.
- Когда рестораторы поняли, что я буду платить им и приводить клиентов, они согласились, - говорит бизнесмен.
Первая группа состояла всего лишь из двух женщин в возрасте около 50 лет, нашедших необычного туроператора через Гугл. Но уже через полгода Джеффу пришлось нанимать ещё гидов.
Сейчас у Сведарски 23 работника и несколько экскурсионных программ, причём не только в Виргинии, но и в соседнем Мэриленде, а также в американской столице. Группы насчитывают от 12 до 14 человек, один билет стоит 50-60 долларов. В текущем году планируется достичь объёма продаж в 300 тыс. долларов.
Фирма начинается с телефона...
...как театр - с вешалки. Так считает Марк Рингель, бывший учитель математики из Нью-Йорка и основатель фирмы по укладке полов Floor Works. Сначала он работал в другой подобной компании, но после неудачных попыток внести несколько рационализаторских предложений по ведению бизнеса - как видим, косность и бюрократизм свойственны не только России! - уволился оттуда и решил открыть своё предприятие.
Сам Рингель не мог позволить себе приобрести лицензию, необходимую для таких работ, зато сформировал собственную клиентскую базу. Что и дало ему возможность заключить соглашение о посредничестве с одним из независимых подрядчиков.
Первым приобретением Марка стал многоканальный телефон, какой всегда бывает в крупных компаниях, а также солидные визитные карточки и опять-таки интернет-домен. На всё это ушло около 145 долларов.
За несколько дней было подписано три новых контракта, а уже через пару месяцев появилась возможность самостоятельно обзавестись всеми необходимыми документами. В сентябре 2007 года заказчиком Floor Works стала одна из крупных нью-йоркских картинных галерей. С середины 2009 года Рингель регулярно выплачивает себе менеджерские бонусы.
Деньги никогда не бывают лёгкими, утверждают все трое стартаперов. Есть капитал или нет, главное условие успеха - готовность жертвовать своим временем и силами. И, конечно, любовь к делу.