О том, какие страхи мучают жителей мегаполиса и почему некоторые предпочитают страдать в одиночку, «АиФ» рассказала Антонина Лященко, директор Московской службы психологической помощи населению Департамента семейной и молодёжной политики г. Москвы.
Антонина Лященко: — Частые стрессы приучили нас быть готовыми к любым неприятным ситуациям. Но это не означает, что мы мастерски справляемся с чувством постоянной тревожности. Депрессии стали частым явлением нашей жизни. Достаточно распространены боязнь толпы и клаустрофобия. А с начала кризиса и до сих пор к нам регулярно обращаются москвичи, которых преследует навязчивый страх потерять работу. Или же они уже лишились места и теперь думают, что не найдут нового.
«AиФ»: — Приходится ли сталкиваться с предубеждениями — вроде «к психологам ходят только психи, а я здоровый»?
А. Л.: — До сих пор люди путают психологов с психиатрами и даже неврологами. Бывает, что не решаются открыться специалисту, страшась попасть на учёт в психоневрологический диспансер! Это абсолютно беспочвенные опасения, мы сохраняем полную конфиденциальность разговоров с клиентами. Большинство мужчин отказывается идти со своими проблемами к специалисту до последнего, но позиция «я сам справлюсь» приводит к тому, что мужчины чаще доводят себя до критического состояния.
Поэтому женщин среди наших клиентов — большинство. Если говорить о характере обращений, то самой распространённой причиной звонка является семейное неблагополучие. На втором месте по популярности — извечная проблема отцов и детей, на третьем — трудности со здоровьем (собственным или кого-либо из близких). Пожилых москвичей обычно мучают одиночество, непонимание окружающих, а также плохие отношения с младшими членами семьи.
«AиФ»: — Как могут сказаться мартовские взрывы в метро на психологическом состоянии москвичей?
А. Л.: — Эта трагедия ударила по всем. Если в первые дни после случившегося к нам обращались в основном очевидцы и родственники пострадавших, то сейчас звонят люди, которые примерили беду на себя. Они не могут справиться с паническим ощущением, что попадут в похожую ситуацию. Москвичи боятся подземки, выросли неприязнь и настороженное отношение к иногородним, родители не хотят отпускать детей-подростков гулять в людные места, в кино. У большинства эти естественные после любых трагических событий страхи пройдут через пару недель. А вот у впечатлительных натур они способны превратиться в настоящие фобии. Поэтому эмоциональным москвичам противопоказано обилие информации.
«AиФ»: — Отказ от поездок в транспорте из-за боязни погибнуть — достаточный повод, чтобы звонить психологам?
А. Л.: — Если вы решили временно ездить на машине и не спускаться в метро — ничего страшного в этом нет. Главное — не накручивать себя. Но, когда при одной только мысли о метро кружится голова и вы впадаете в ступор, когда не можете проехать ни одной остановки, не испытывая приступов паники, нужно обращаться к специалисту.
Наша справка
Телефон неотложной службы психологической помощи населению 051 (круглосуточно).
Распространённые фобии москвичей
Клаустрофобия | Мания преследования |
Боязнь подвергнуться нападению | Страх быть задавленным толпой |
Интернет-опрос «АиФ»
А вы чего в жизни боитесь?
- Потерять близких людей — 42% (1188 голосов)
- Заболеть неизлечимой болезнью — 18% (534 голоса)
- Быть нищим — 14% (384 голоса)
- Боюсь старости — 11% (309 голосов)
- Остаться без работы — 6% (171 голос)
- Ничего не боюсь — 9% (240 голосов)
Всего голосов: 2826