Примерное время чтения: 8 минут
33333

Осторожно, злой руководитель! Как не стать жертвой начальника-хама

Лекарственное обозрение № 15. Аптечные сети идут на прямой контракт 22/08/2016

О том, как нужно себя вести, когда начальник хамит, рассказывает психолог, психофизиолог и БОС-терапевт Центра психосоматической медицины и психотерапии «Алвиан» города Москвы Галина Анатольевна Андерсон.

Большая социальная проблема

Явление, когда начальник обращается с подчинёнными, мягко говоря, не очень вежливо, довольно широко распространено во всём мире. Для такой ситуации в социальной психологии есть даже специальный термин – «токсичный руководитель». Токсичный – значит ядовитый, и это очень точное определение: хамское отношение начальства не только портит настроение, но и отравляет весь организм. В результате возникают различные заболевания, представляющие собой последствия хронического стресса и сопутствующего ему постоянного перевозбуждения нервной системы. Если вы регулярно сталкиваетесь с хамством руководителя, то лучшим способом решения этой проблемы будет смена работы, так как перевоспитать начальника или заставить его изменить своё поведение не получится.

К сожалению, поменять место работы возможно далеко не всегда – чаще всего люди вынуждены терпеть такого руководителя. В этом случае применима древняя мудрость: если мы не можем изменить ситуацию, надо научиться её принимать. Научиться этому помогут некоторые правила.

Правило 1. Понять, почему вы должны терпеть токсичного руководителя, или найти в этом какой-то высший смысл.

Ответьте себе на вопрос: зачем и ради чего вы должны терпеть такого руководителя? Очень важно это понимать, потому что если мы точно знаем, для чего мы это делаем, то мы можем выдержать многое. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выстроить шкалу приоритетов и сформулировать для себя, что именно заставляет вас ходить на эту работу – ответственность перед семьёй, стремление решить текущие проблемы (купить квартиру, дать образование детям, сменить автомобиль, оплатить лечение члена семьи), желание доработать до пенсии и т. п. У каждого человека есть свои приоритеты, и о них нужно постоянно помнить, потому что в них и есть тот самый смысл, ради которого он готов терпеть хамское отношение руководителя.

Таким образом, каждый раз, сталкиваясь с хамством руководителя, напоминайте себе, ради чего вы это терпите: ради того, чтобы иметь возможность заботиться о близких, создать подушку безопасности, закончить свой проект и т. п.

Правило 2. Если вы решили терпеть токсичного руководителя, то делать это нужно осознанно и регулярно напоминать себе о том, что вы сами, по собственной воле приняли это решение.

Зачастую человек хоть и принимает решение терпеть хамство начальника, но считает, что это не он сам, а обстоятельства вынудили его принять такое решение. В этом случае он занимает не активную (поскольку принятие решения – это активное проявление воли человека), а пассивную позицию (он – жертва принуждения). Разница в этих двух позициях принципиальна: считая себя беспомощной жертвой обстоятельств, со временем человек сознательно или бессознательно может начать обвинять в этих проблемах свою семью и отыгрываться на близких (на семье, на детях) за стрессовую ситуацию на работе. Или он может перейти в аутоагрессию и начать злиться на себя самого, обвиняя себя в отсутствии гордости, силы воли и самоуважения, что может привести к глубокой депрессии и другим заболеваниям.

Правило 3. Найти точки опоры, которые помогут вам принять такую ситуацию.

Приняв решение мириться с токсичностью руководителя, нужно изменить своё отношение к его хамству. Скажите себе: «Я перестаю придавать слишком большое значение поведению своего начальника. Его поведение – это результат его собственных нерешённых эмоциональных и психологических проблем, из-за которых он не может держать себя в руках. Его хамство – это не моя проблема, а его». В поисках точки опоры самое важное – сохранить уважение к себе. Говорите себе: «Я себя уважаю в любом случае, я уверен в своей правоте, у меня есть чувство собственного достоинства и я заслуживаю уважения других, даже если начальник думает иначе».

Правило 4. Если руководитель хамит, не следует с ним спорить, переубеждать его или доказывать свою правоту.

Если начальник начал хамить, дайте ему возможность выпустить пар и выплеснуть наружу свой гнев. Когда он выговорится и предъявит все свои претензии в такой нелицеприятной форме, вам нужно спокойно, но твёрдо изложить ему свою позицию и привести конкретные и чёткие аргументы в пользу своей точки зрения. При этом не следует спорить или пытаться перекричать начальника: ваша уверенность в собственной правоте, ваше самоуважение и чувство собственного достоинства помогут вам ясно изложить свою позицию.

Но самое обидное, если начальник не только хамит, но ещё и предъявляет необоснованные обвинения. В этом случае тем более не следует спорить, пере­убеждать своего оппонента и доказывать свою правоту – это можно делать только в спокойной обстановке. В такой момент просто напомните себе мысленно: «Я всё равно знаю, что я прав, и, как только он изложит все претензии, я предложу ему контраргументы». Хорошо, если вы заранее заготовите эти аргументы в письменном виде. Тогда можно будет положить их ему на стол с минимумом устных комментариев, просто предложив ознакомиться. Это поможет вам не только не ввязаться в спор по принципу дурак – сам дурак, но и сохранить достоинство и нервы.

Правил 5. Держать под контролем собственное поведение.

После того как начальник выпустит пар, выдержите паузу, сделайте глубокий вдох и спокойно, уверенно, на выдохе скажите ему, например, так (если обвинения оппонента были в какой-то степени правомерны): «Я принимаю ваши обвинения и готов дать свои объяснения». А если его обвинения были неправомерны, можно сказать так: «Я вас выслушал, но я с вами не согласен и готов привести вам свои аргументы».

Если руководитель вас оскорбляет грубыми словами, помните о том, что самое главное – сохранять своё человеческое достоинство и внутреннее уважение к себе как к личности, потому что наше самоуважение не зависит от отношения начальника. Столкнувшись с хамством, нужно твёрдо и уверенно сказать: «Я попрошу не разговаривать со мной в подобном тоне». Говорить это нужно спокойно, не повышая голоса или даже намеренно тише, чем обычно, – этим вы дадите начальнику понять, что, с одной стороны, вы не пытаетесь его оскорбить или переспорить, а с другой – заявляете своё право на уважительное отношение к себе.

Правило 6. БОС против босса.

Есть специальный метод, который помогает сохранять спокойствие, уверенность в себе и твёрдый тон в разговоре, – метод биологической обратной связи (БОС). Это научный метод психо­эмоциональной саморегуляции, который основан на древних практиках, включающих контроль за дыханием, концентрацию внимания и релаксацию. Он помогает людям контролировать свои эмоции и управлять свои эмоциональным и физическим состояниями. БОС – это методика, позволяющая управлять своим физиологическим состоянием в целом и деятельностью отдельных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и т. д.). Одной из техник БОС является методика диафрагмального релаксационного дыхания, при которой в процесс дыхания включается диафрагма.

При таком дыхании мы замедляем выдох и тем самым включаем парасимпатическую нервную систему, которая отвечает за эмоциональное торможение (успокоение). Если вы научитесь говорить на выдохе, произнося слова чётко, не спеша и уверенно, ваша речь будет звучать убедительно, и тем самым вы заставите своего начальника прислушаться к вашим словам. Т. е. вы не тараторите, не перекрикиваете его и не оправдываетесь, а спокойно и чётко излагаете свою позицию НА ВЫДОХЕ.

БОС-терапия активно используется как метод самопомощи для преодоления стрессовых ситуаций, нормализации эмоционального фона, повышения стрессоустойчивости и приобретения навыков релаксации. Чтобы освоить технику БОС в полной мере, нужно обратиться к психологу, специализирующемуся на этом направлении.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы