10 октября в прокат выходит лента Федора Бондарчука «Сталинград», номинированная на «Оскар». При упоминании этого фильма в голову сразу приходят мысли о многомиллионном бюджете, формате IMAX 3D и звездных гостях, приехавших на премьеру. Но в первую очередь «Сталинград» — это все-таки серьезный военный фильм, масштабная историческая драма о Великой отечественной войне и о нашем наследии. Впрочем, у «Сталинграда», как и у любой другой картины, есть как плюсы, так и свои минусы.
Одна за всех и все за одну
Начинается действие фильма не в военные годы, а в наше время. Группа людей попала под завалы, и спасатели поддерживают с ними связь по рации, чтобы те не теряли сознание. Пытаясь успокоить испуганных ребят, один из МЧС-овцев рассказывает голосом Федора Бондарчука о своих «пяти отцах» — солдатах, отстоявших Сталинград.
На экране – суровый 1942-й. Повсюду взрывы, стрельба, раненые – гримеры и без того неплохо поработали, но в 3D на раны смотреть становится даже немного жутко.
Советские войска пытаются перебраться на другой берег Волги – туда, где засели немцы, но их операция срывается. Переправиться удается лишь небольшой горстке солдат под руководством капитана Громова (Петр Фёдоров) – они устраивают временный штаб в заброшенном доме прямо на берегу реки. Оказывается, что кроме них здесь уже есть один жилец – молодая девушка Катя, которая всю жизнь прожила в этом доме и ни за что его не покинет. Потихоньку в убежище подтягивается еще несколько выживших бойцов из разных отрядов, и девушке приходится «притираться» с новыми соседями. Тем более, Катин дом находится в стратегически важном месте – перекрывает подход к Волге. Поэтому отстоять его нужно любой ценой.
«А я тебя уже два дня люблю»
Поскольку в самом начале фильма рассказчик сообщает, что Катя – его мама, то с первой же встречи героини с бойцами начинаются догадки: кто же из них станет отцом еще не родившегося героя Бондарчука? Теплые отношения у девушки постепенно складываются с каждым из солдат, поэтому до финала фильма «под подозрением» оказываются все пятеро. Тем более, что любой из них готов отдать свою жизнь за сталинградку – как говорил их капитан, они не за Родину воюют, а за Катю.
Забота бойцов о молодой девушке на фоне войны смотрится еще более трогательно. В Катин день рождения солдаты устраивают для нее праздник: зажигают в комнате свечи, разливают алкоголь из фляжек, а один из них, в прошлой жизни известный тенор, даже играет на расстроенном пианино и поет для именинницы арию. Свой подарок придумал и влюбленный в нее с первого взгляда Сергей Астахов по прозвищу «Тютя» – вместе с товарищами он находит для Кати ванну и под обстрелом притаскивает ее в дом.
Астахов не скрывает своих чувств к девушке и периодически получает за это по шее от капитана и других бойцов: война идет, не время разлагать дисциплину. «А я тебя уже два дня люблю», — признается он Кате и смотрит на нее оленьими глазами. «И я тебя люблю», — чуть позже отвечает Катя, недавно целовавшая Громова.
«Не понимаю я тебя, Петя»
Параллельно развивается и вторая любовная линия – офицера вермахта Петера Кана и русской девушки Маши. Причем, если за Катю особенно не переживаешь – как она погибнет, если ей еще детей рожать? – то история красавицы Маши прямо берет за душу.
Молодая девушка очень похожа на покойную жену немецкого офицера, и тот частенько приходит ее «навещать». Защитить Машу некому: семьи у нее нет, соседи девушку откровенно недолюбливают, да и сбежать некуда. Даже солдаты, укрывшиеся в Катином доме, называют ее «немецкой подстилкой».
Однажды Маша набирается смелости и встречает своего «визитера» с ножом, но против грубой, звериной страсти немецкого офицера нож оказывается бессилен. При этом Кан, которого блистательно сыграл Томас Кречманн, регулярно приносит девушке еду, запрещает соседям обижать ее и вообще – хочет добиться взаимности от своей любовницы поневоле. Он не говорит по-русски; она не знает немецкий, но зовет его Петей. Он открывает ей душу, но она ни слова из этого не понимает. И продолжает его тихо ненавидеть. Тем не менее, взаимоотношения этой странной пары вызывают массу эмоций – причем, сочувствуешь сразу обоим. Тем более, что по ходу фильма характеры героев раскрываются: любовь немецкого капитана оказывается искренней, да и Маша понимает, что у нее есть чувства к «Пете». Правда, происходит это слишком поздно.
Компьютерная графика и декорации
Специально для съемок «Сталинграда» под Питером были отстроены масштабные декорации – говорят, над их созданием, установкой и отделкой в течение полугода трудилось около 400 человек, а бюджет составил 4 миллиона долларов. По сути, создатели фильма воспроизвели несколько кварталов Сталинграда – даже скопировали всем известный памятник «Детский хоровод».
Вообще, над достоверностью деталей пришлось неплохо поработать: модели техники, одежда, посуда – все должно было соответствовать той эпохе. Сделали и копии танков: нашего Т-34, немецкого PZ-IV, немецкой самоходной установки Marder («Куница»).
Конечно, не обошлось и без компьютерной графики. Сцены в самом начале фильма, когда показывают пролетающий над японской Фукусимой самолет, полностью были созданы на компьютере. Подбитый немецкий бомбардировщик – тоже дело рук компьютерщиков. Да и горящие бойцы с обрыва падают тоже ненастоящие. При этом в фильме графика смотрится очень натурально и гармонично – даже в 3D. Кажется, что с трехмерным форматом создатели вовсю «наигрались»: в зрителей летит пепел (работали по старинке: жгли бумагу и развевали по площадке ветродувами), осколки и разные предметы; практически на себе «переживаются» взрывы и стрельба, да и панорама с крыш зданий открывается отличная, «объемная».
Тиль Швайгер играть отказался
В актерском составе фильма есть сильные, харизматичные актеры, которые одни смогли бы «вытянуть» весь фильм. Это Петр Федоров, Томас Кречманн, Андрей Смоляков… Кстати, изначально роль Петера Кана предлагали Тилю Швайгеру («Красавчик», «Достучаться до небес», «Бесславные ублюдки»), но тот отказался – не захотел играть нацистского офицера. Возможно, оно и к лучшему – в образ вражеского командующего замечательно вжился Кречманн. А как он недавно рассказал в одном из интервью, его любимыми сценами в «Сталинграде» стали общие с Машей.
Яна Студилина в роли Маши тоже хороша – очень женственная, чувственная и «потерянная».
Одного из солдат (того самого Тютю, по уши влюбленного в Катю) сыграл 22-летний Сергей Бондарчук. В фильме прозвище очень подходит персонажу: он добрый, милый и робкий с девушками. Но в конце именно Тютя оказывается всеобщим героем и спасителем: именно он спрятал возлюбленную в надежное место, подальше от немцев, и именно он по рации связывается с советскими войсками, чтобы те подорвали дом. Да, и отцом будущего ребенка Кати, конечно же, оказывается тоже Астахов. И после всех его подвигов удивления это уже не вызывает.
Новая веха в российском кинематографе
Смотреть «Сталинград» одновременно и просто, и сложно. Просто – потому что происходящее часто напоминает шаблонные голливудские боевики, которые невозможно воспринимать серьезно. Герои, простые при жизни, умирают с пафосными фразами – например, артиллерист Поляков по прозвищу «Ангел», за которого переживаешь все 2 часа (спасибо отличной игре Андрея Смолякова), уходит со словами, что у него пропуск в рай. А тот самый знаменитый тенор убивает полковника вермахта с фразой: «Это подарок для вас от русской девушки Кати».
При этом «Сталинград» невозможно смотреть равнодушно. В первую очередь, конечно, потому, что фильм – о нашей истории, и каждый из зрителей потерял не одного родственника на войне. Да и актеры поражают своей игрой (не все, правда, но многие) – так, многие зрители заново открыли для себя Петра Федорова.
Одна из самых тяжелых сцен фильма – та, в которой фашисты устраивают для укрывшихся в доме советских солдат показательную казнь. На их глазах фашисты заколачивают сталинградскую еврейку с детьми в старом автобусе и поджигают из огнемета. Капитан сначала смотрит полными ужаса глазами, а потом бросается к оружию и сам стреляет в женщину и детей, чтобы те не мучались. Федорову бы в этот момент, наверное, поверил сам Станиславский.
Подводя итог, можно сказать, что «Сталинград» — совершенно новый тип фильма для российского кинематографа.
В нем сливается тема вечных общечеловеческих ценностей (любовь, дружба, чувство долга, отвага, самопожертвование – подзабытые, но важные понятия, о которых Бондарчук хотел напомнить в том числе и подрастающему поколению) и новейшие компьютерные технологии и разработки. Каждый найдет здесь свое: кто-то – историю любви, кто-то – войну и яркие батальные сцены, а кого-то просто впечатлят спецэффекты.Но главное достоинство «Сталинграда» — не в красивой трехмерной картинке. Не в отличных декорациях и графике. И не в полном погружении зрителя в фильм. Самое важное – это те мысли, те впечатления, с которыми человек выходит из кинозала. «Сталинград» может понравиться или не понравиться, но задуматься о жизни заставляет в любом случае.