В столице много машин, а дороги на такое количество не были рассчитаны. И с этим пора начать борьбу по всем фронтам. Действительно, по городу ездит более 3,3 млн. автомобилей, а через пару лет их число вырастет до 5 млн. Почти ежедневно городские видеокамеры (больше всего их в центре - порядка 85) и детекторные комплексы (ими оснащена МКАД через каждые 1-2 км) фиксируют до 600 км пробок. Паралич наступит осенью, уверяют аналитики.
Вместо платных дорог маленькие машинки
Пересадить москвичей на малолитражки Юрий Лужков хочет последние лет пять. По его словам, в среднем на одну машину приходится 1,6 пассажира. Но столько людей, едущих в «членовозах», - одна дорожная ситуация, а в «смартах» - другая. И раньше мэр агитировал так: «Говорите всем, что большая машина у вас тоже есть, но дома, в гараже». Теперь покупателям малолитражек (с объёмом двигателя до 1,2 л и длиной до 3,5 м) положены топливные карты на сумму 26 тыс. руб. и 50%-ная скидка от стоимости парковки.
Другие разгрузочные меры типа платного въезда в центр, как в Лондоне, или системы чётного-нечётного номера, как в Афинах, в Москве внедрены не будут. Мэр Лондона, который стал брать деньги, плохо кончил - остался, по выражению Юрия Лужкова, за бортом политической системы. В греческой же столице уже 25 лет в рабочие дни действует система чётного-нечётного номера. Машины, номера которых заканчиваются чётным числом, ездят по городу по чётным дням, для нечётных номеров - соответствующие числа месяца. Соблюдение правил полиция контролирует визуально, а потому большинство жителей Афин правило не соблюдают. Думать, что москвичи не поступят так же, было бы неправильно. Что собираются попробовать московские власти - так это внедрить на самых загруженных магистралях систему «умных» светофоров, которые переключаются на основании данных видеокамер, установленных на трассе. Европейский опыт свидетельствует, что такое «управление» дорогами позволяет на 15-20% увеличить пропускную способность. Ещё будут выделены под общественный транспорт специальные полосы, как в немецких городах, например. Но кто станет контролировать, чтобы автомобилисты двигались только по своим полосам? Если этого не делать, пересаживаться на общественный транспорт не будет смысла: по данным Департамента транспорта и связи, скорость движения автобусов и троллейбусов в часы пик всё равно меньше, чем у автомобилей, - 13-17 км/ч и 25 км/ч соответственно. Другое дело - метро, но и оно не рассчитано на имеющийся пассажиропоток, как и улицы - на существующий поток автомобилей.
При всей масштабности Концепции программы развития транспортной системы Москвы на ближайшие годы нельзя не обратить внимания вот на что. Специалисты ведущих транспортных НИИ в один голос заявляют - эффект от реализации будет кратковременным. Как было с МКАД и Третьим транспортным кольцом. Нужные и важные трассы появились слишком поздно, поэтому они лишь сгладили имеющиеся транспортные проблемы. А городу нужны проекты на опережение дорожной ситуации.
Город разделён полосами отчуждения
По данным Департамента транспорта и связи Москвы, протяжённость столичных улиц и дорог составляет более 4,8 тыс. км. Дефицит же магистралей -350-400 километров. Главная проблема - город разделён клиньями промзон и полосами отчуждения по сторонам железных дорог. В результате многим водителям приходится ехать через центр, хотя надо-то попасть в соседний район. Итог - дополнительная нагрузка на дороги и ещё бóльшие пробки.
Юрий Лужков, анализируя программу развития транспортной системы Москвы на ближайшие годы, предложил разделить проблему на две части. Первая касается дорожного строительства, вторая - разгрузки столицы с помощью, например, стимулирования покупки маленьких машин или пользования общественным транспортом. Что до новых дорог, то городу необходимы дублёры существующих магистралей - и кольцевых и радиальных.. К таким проектам относится, например, строительство Четвёртого транспортного кольца. По планам проектировщиков, оно протянется на 75 км. (Для сравнения: протяжённость Садового - 15 км, Третьего - почти 40 км.) И первые 3,8 км обойдутся городу в 66,63 млрд. рублей. С разделённостью соседних округов и районов будут бороться хордовые трассы (Северная и Южная). Они соединят западные и восточные части города, минуя центр. Пример дублёра радиальной трассы
- параллельная магистраль Кутузовского проспекта над веткой Киевской железной дороги. Кстати, это лишь первый проект такого рода. Есть планы построить автодороги над всеми путями железной дороги, что удвоит число вылетных магистралей и кардинальным образом изменит ситуацию на дорогах Москвы. Работы должны начаться после 2010 г.
Чтобы всё задуманное осуществить, необходимы деньги. В рамках майского Сочинского транспортного форума мэр Москвы договорился с премьер-министром РФ Владимиром Путиным о выделении средств приблизительно в такой пропорции - на каждый рубль из столичного бюджета федеральному неплохо бы дать столько же. И в следующем году Минтранс обещает выделить на развитие дорог в Москве и Московской области 2 трлн. руб.
Дороги, которые будут построены
2009 г. - выезд на Звенигородский проспект в районе Сити; реконструкция Дмитровского ш.
2010 г. - дублёр Кутузовского проспекта от Минской ул. до Сити; магистраль от Балаклавского проспекта до Каширского ш.; дорога от МКАД до Кожухова.
2011 г. - участки Четвёртого транспортного кольца: ул. Гурьянова - Волгоградский проспект - шоссе Энтузиастов, Дмитровское ш. - Ярославское ш.
2012 г. - участок Четвёртого транспортного кольца от Открытого до Ярославского ш.
2013 г. - участок Четвёртого транспортного кольца от ш. Энтузиастов до Открытого ш.; дублёр Волгоградского проспекта.