На днях Facebook представил мобильное приложение для iPhone – Paper – stories from Facebook. Программа бесплатная, доступная пока только для американского AppStore (в который, впрочем, не трудно попасть и из России, зарегистрировав существующий адрес в США без указания кредитки), наделав много шума в прессе ещё до своего официального запуска. «Это гораздо больше, чем просто приложение для чтения, это полное переосмысление социальной сети!» — восхищаются эмоциональные зарубежные журналисты, и если вы попробуете это приложение, вы вряд ли захотите вернуться к традиционному приложению Facebook.
Ещё один Facebook
Paper не дублирует функционал основного приложения, но главные и самые привычные возможности здесь есть: написать пост, посмотреть свои диалоги и вести их (прикрепляя фотки или смайлики), получать уведомления об обновлениях из жизни друзей. Отдельно висит список страниц, на которые вы подписаны, и перейти в любую из них здесь действительно удобно. Можно найти и новые страницы через поиск, и кстати, выглядят они красивее, чем мы привыкли их видеть в большом вебе (особенно удобно листать фотографии).
Вообще на изображения здесь сделан особенный упор (и открыто двигаться в этом направлении Facebook начал давно, укрупняя фото и в браузерной версии сайта). В этом и плюс, и минус: если ваши друзья делятся действительно классными фотками, будет приятно увидеть их на полэкрана вверху, а вот если кто-то запостил что-то неприятное или просто малохудожественное, придётся лицезреть и это. Кстати, принцип ранжирования новостей в Paper довольно странный — вы видите примерно то же, что и в вебе, но почему-то то, что вы уже прочитали, появляется и появляется вновь (и в верхней части экрана, и в нижней). И вот вы в пятый раз смотрите фото с чужих крестин и начинаете немного злиться.
Опять же, в вебе легче перелистнуть посты людей, которые надоели, но которых пока жаль удалять из ленты навсегда. Здесь каждая запись более заметна, и хотите вы того или нет, а часть поста всё равно прочитаете, а все фото увидите точно. Соответственно, времени на чтение будет уходить больше (что на руку соцсети, но плохо для тех, кто это время экономит). С другой стороны, Paper можно интегрировать с сервисами отложенного чтения, куда легко улетают интересные посты (это Pocket, Instapaper, Pinboard и Safari reading list). Достаточно будет открыть ссылку, которую опубликовало, например, любимое СМИ, и нажать одну кнопку — она сразу попадет в программу-спутник, а вдумчиво прочитать её можно будет уже в оффлайне где-нибудь в троллейбусе.
Из интересного функционала — подписка на комментарии конкретного поста, раскрытие поста и закрытие лёгким взмахом руки, практически карусель в нижней части экрана из постов друзей и большие фотографии, которые можно смотреть, поворачивая в руках сам аппарат влево-вправо.
Не только новости друзей
Традиционные функции Facebook — только часть Paper, ведь это не столько клиент для соцсети, сколько новостной ридер. Пролистнув вправо, вы попадаете в новостные разделы, темы для которых выбираете сами (например, технологии, семья, дом). Туда будут попадать трендовые новости партнёров проекта. Привыкшие к англоязычным приложениям типа Zite, воспримут это органично. Русскоязычные новости наверняка запустят одновременно с российской локализацией.
Ещё одно преимущество приложения в том, что оно пока свободно от рекламы. Из минусов, кроме повторяющегося контента, можно отметить то, что вам сразу не видна дата публикации поста, то есть понять, насколько он свежий и не читать старое, вы сходу не можете.
Далеко не первый
Конечно, сразу после презентации, Paper его начали сравнивать с конкурентами, которых уже довольно много, и много действительно крупных игроков рынка. В первую очередь, это Flipboard, который агрегирует разный контент в виде глянцевого журнала (в том числе, новости соцсетей). Недавно сервис перешагнул отметку в 100 млн юзеров. LinkedIn купил новостной ридер Puls за $90 млн, аудитория проекта тогда составляла 30 млн человек. В прошлом году CNN купила аналогичный сервис Zite ориентировочно за $20-25 млн.
В России тоже есть интерес к чтению новостей. По данным представителя отечественного агрегатора контента Anews, 35% россиян предпочитают получать новости из интернета. Среднестатистический пользователь 5,2 раза в неделю читает новостные приложения на смартфоне. 75% владельцев смартфонов читают новости более 1 раза в день (среди владельцев планшетов это число составляет 70%). Большинство пользователей тратит на чтение новостей от получаса до часа. Такие цифры озвучил Вячеслав Масенков, CEO Anews, на конференции Неделя российского интернета 2013 весной.
К Paper от Facebook однозначно нужно привыкнуть, соблазн открыть «старое» приложение и прочитать быстро всё в привычном виде — велик. Но суток на переформатирование своих привычек хватит. Есть риск, что Paper заставит тратить больше времени на чтение, на что и надеются СМИ, свыкшиеся с тем, что их стали читать не с главной страницы, а с той, которой поделились друзья в соцсети. В Flipboard рассказывали, что их читают преимущественно с 8 вечера до часу ночи. Paper, наверняка, тоже заменит многим вечернюю газету или полчаса книги перед сном. И вторая — новостная — часть программы будет точно полезнее, чем поток новостей о том, кто из друзей где был, что ел на ужин и над чем сегодня радостно глумился.