Примерное время чтения: 5 минут
2191

Оператор катастрофы. 150 человек погубил пилот или несовершенные правила?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Деолигархизация Украины 01/04/2015 Сюжет Крушение Airbus A320 во Франции
На месте крушения Airbus A320 во французских Альпах.
На месте крушения Airbus A320 во французских Альпах. Reuters

Случайность?

По данным следствия, первый пилот вышел из кабины, а вернуться в неё потом не смог - 28-летний второй пилот Андреас Любиц заблокировал дверь и направил борт на гору. Сознательно ли он к этому готовился или решение пришло спонтанно? Не даёт ответа на этот вопрос публикация последних минут переговоров пилотов с расшифрованного «чёрного ящика». Слышно, как командир экипажа кричал, требовал открыть дверь, пытался выломать её тяжёлым металлическим предметом. Кричали и пассажиры. Только Любиц размеренно дышал. И так почти 8 минут снижения, когда все знали, что они обречены... А дальше только секунда скрежета - это крыло коснулось земли. Что чувствовали дети, зная, что погибают? Почему Любицу было всё равно? Может, ему не было жалко прежде всего себя? Уже нашли порванную медсправку о том, что пилоту грозило ухудшение зрения, и это перечеркнуло бы всю карьеру; нашли сведения о том, что он закачал в свой компьютер порно с гомосексуалистами; он также долгое время наблюдался у психиатра. Его девушка, как оказалось, сейчас беременна. У них в последнее время не клеились отношения, и он даже купил ей в подарок дорогое авто. Она и поведала следователям о том, что Любиц неоднократно говорил, что скоро о нём заговорят все. Вырисовывается личность с множеством скрытых особенностей. Но почему этого никто не видел?

«Очень странно, что пилот, который лечился у психиатра, попал за штурвал, - сказал «АиФ» Анатолий Клопов, военный лётчик. - Эти люди должны проходить такой отбор, где скрыть психологические особенности невозможно. Лётчика отличает от обычного человека особый уровень ответственности».

«А сегодня пилотов никто и не готовит, - рассказывает «АиФ» на условиях анонимности слушатель вуза гражданской авиации. - У меня сейчас плановая переподготовка, и я слышу, как будущим пилотам говорят: вы - операторы компьютерных устройств на борту, а не лётчики! То есть они должны лишь присматривать за приборами?! Мне повезло основное образование получить 20 лет назад. И я прошёл жесточайший человеческий отбор. Сначала тебя сажают в маленький самолёт вторым пилотом, потом дают самому порулить. Затем доверяют лайнер побольше. Множество людей, с которыми ты сталкиваешься, пишут характеристики. Суицидники, экстремалы и охотники за деньгами отсеивались сразу же!»

Стандартная процедура приёма в российские авиакомпании включает в себя два психологических теста. Один выявляет физические параметры: скорость реакции, давление и потоотделение в стрессовой ситуации и проч. А второй - чисто поведенческие особенности: может ли пилот вести переговоры, не быть агрессивным, проявлять гибкость и т. д.

2 человека

После этой катастрофы на юге Франции мировые авиакомпании заявили, что пересмотрят правила нахождения персонала в кабине - там одновременно должно быть не менее двух человек. «А мы уже давно так летаем, - сообщил «АиФ» Андрей Литвинов, командир экипажа самолёта А320. - Если по какой-то причине одному из лётчиков надо выйти, на его место тут же садится бортпроводник. С человеком всё что угодно может произойти в воздухе - и сердечный приступ, и потеря сознания. Всегда должен быть напарник, который поможет хотя бы дверь открыть». Дверь на воздушном судне представляет собой электронную систему, сравнимую с домофоном. Находящийся вне кабины человек должен набрать определённый код, а пилот внутри может открыть или отклонить вызов. Такую дверь нельзя выбить ничем. Это защита от террористов и агрессивных пассажиров.

«Двери после этой катаст­рофы менять не будут, нет и общемировых требований к количеству пилотов в кабине. Да и поможет ли это? Катастрофа - это комплекс технических ошибок и человеческого фактора. Я уверен, так будет и на этот раз», - говорит Виталий Бордунов, эксперт Международной организации гражданской авиации.   

Эксперты обращают внимание на то, что никакие правила не мешают пилотам, даже если их несколько, быть... пьяными или пускать за штурвал в воздухе детей, или отказываться от противообледенительной обработки, потому что кому-то на борту надо быстрее улететь, - в скорбном перечне российских авиакатастроф есть и такие случаи.

Но всё же странно, что за неполный год случились 3 труднообъяснимые трагедии - в марте 2014 г. пропал малайзийский «боинг» (кстати, и тогда говорили о том, что пилот так свёл счёты с жизнью), в июле 2014 г. сбит лайнер над Украиной, и вот эта трагедия. А не связаны все эти случаи друг с другом?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах