Трагедия, произошедшая в столичном метрополитене, стала причиной кардинальных перемен, связанных с главным общественным транспортом города.
Тотальная проверка всех систем
Расследование аварии на Арбатско-Покровской линии продолжается. Как нам подтвердили в Следственном комитете РФ, арестованы 4 человека: Алексей Трофимов (замначальника дистанции капитального ремонта службы пути), Анатолий Круглов (директор по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция»), Валерий Башкатов (старший дорожный мастер службы пути) и Юрий Гордов (помощник дорожного мастера пути). Двоим последним уже предъявлено обвинение — по версии следствия, именно Башкатов и Гордов ненадлежащим образом установили стрелочный перевод на перегоне станций «Парк Победы» — «Славянский бульвар».
Но, пока проходят экспертизы и устанавливаются все виновные в случившемся ЧП, поезда продолжают ходить, и каждый день подземкой пользуются миллионы людей. И всем пассажирам хочется точно знать, что трагедия, связанная с человеческим фактором, не повторится на другой ветке. Москвичей должна успокоить новость, что для перестраховки вся инфраструктура метрополитена уже подверглась тщательной внеплановой проверке. Речь идёт и о 437 стрелочных переводах и обо всех тоннелях, электрооборудовании, кабелях, поездах. Специалисты оценивали безопасность и состояние инфраструктуры не только действующих веток, но и строящихся линий.
Согласно заключению комиссии, все технические устройства соответствуют нормам, и эксперты не выявили никаких нарушений, угрожающих безопасному движению поездов. Кстати, недовольство некоторых интернет-блогеров («Почему во время аварий в метро москвичей не оповещают об инцидентах с подробностями?») профессиональные спасатели считают ябсолютно беспочвенным и даже опасным. Ведь до 10% населения обладают неустойчивой психикой или излишне эмоциональны. Это пенсионеры, дети, беременные женщины, граждане с хроническими заболеваниями. Именно для того, чтобы избежать паники, и используют нейтральное выражение: «по техническим причинам поезда следуют с увеличенным интервалом, пользуйтесь наземным транспортом».
Что касается кардинальных перемен в работе этого сложнейшего вида транспорта, то они напрямую связаны со сменой руководства подземного транспорта. На прошлой неделе от должности был освобождён глава Московского метрополитена Иван Беседин, а на его место назначен Дмитрий Пегов (до этого он работал гендиректором дирекции скоростного сообщения РЖД).
Представляя сотрудникам подземки нового руководителя, Максим Ликсутов, заммэра Москвы по транспортным вопросам, назвал две главные задачи, поставленные перед Пеговым: «Во-первых, вернуть доверие москвичей к работе метрополитена, а во-вторых, быть более открытым, более доступным для всех без исключения работников метро. Исходя из того, что он сам был машинистом, все проблемы, тревоги и предложения от вас будут ему понятны и знакомы».
Сам Дмитрий Пегов уже заявил, что не собирается прямо завтра всё менять и надеется, что грамотные и опытные специалисты метрополитена помогут ему восстановить репутацию подземки: «Основная проблема, почему и случилась авария, — безопасность движения поездов. Нужно повышать уровень дисциплины, проверить технические регламенты. Надо сделать всё, чтобы москвичи не боялись метро».
Главное — соблюдать все правила
Кстати, эксперты уверены, что назначать главой подземного транспорта железнодорожника — правильный ход. Например, Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, одобрительно отозвался о смене руководства и согласен с предварительными выводами Дмитрия Пегова о причинах трагедии: «Это заблуждение, что метро и железная дорога сильно различаются. На самом деле это одна транспортная система, просто надо учитывать городскую специфику. Так что назначение сильного менеджера со свежим взглядом и большим опытом работы на железной дороге — это вполне логичное решение, принятое мэром Москвы.
Если же говорить о любых нарушениях в работе метро, то они всегда являются следствием того, что не были соблюдены конкретные регламенты, нормы или правила.И ещё одно — для предупреждения аварийных ситуаций в будущем крайне необходим независимый внешний аудит технических систем метрополитена. Я имею в виду энергоснабжение, всё путевое хозяйство и вагонный парк».
И ещё одна важная новость. Уже осенью под землёй появятся особые группы быстрого реагирования — сейчас около 1000 будущих спасателей обучаются в Академии комплексной безопасности Московского государственного университета путей сообщения. По словам главы столичного Департамента региональной безопасности Алексея Майорова, такие мобильные бригады принесут много пользы. Их главной задачей станет моментальное реагирование на любое происшествие в метрополитене, когда появляется угроза для жизни и здоровья людей, работающих или пользующихся подземкой.
Не собираясь забывать о случившейся трагедии, надо всё же чётко понимать: метро действительно было и остаётся самым безопасным видом городского транспорта.
Что произошло в московском метро 15 июля?
В 09:25 утра 15 июля на Арбатско-Покровской (синей) линии Московского метрополитена сошли с рельсов три вагона поезда. Состав остановился в перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар». На этом участке напряжение с рельсов снято. Подробнее >>