Мы включаем свет, наливаем воду, звоним по телефону, пользуемся лифтом и ругаемся, если во дворе вдруг не горят фонари. Городской транспорт и супермаркеты - всё к нашим услугам. Представить столицу без этого уже невозможно. Но мало кто знает, кому из предыдущих градоначальников Москвы мы обязаны этими благами.
Набережные
Проблему наводнений в Первопрестольной искоренил Александр Александрович Прозоровский (1790-1795*). При нём набережные Москвы-реки были укреплены камнем.
Прообраз МЧС
Первым занялся плановой профилактикой пожаров в Москве Алексей Петрович Салтыков (1713-1716). Именно он запретил возводить у стен Кремля деревянные строения. Но первое пожарное общество было создано в столице только в 1887 г.
Освещение улиц
Григорий Чернышёв (1731-1735) положил начало постоянному уличному освещению в Москве. По специальному указу на столбах больших улиц установили стеклянные фонари. Деньги на их устройство отпускала казна, но зажигание ламп и содержание их вменялось в обязанность жителям близлежащих домов.
Водопровод
Активное строительство первого Мытищинского водопровода приходится на правление Якова Брюса (1784-1786). Он занимался и проектированием, и планированием «водяных работ». Но заработала система лишь к концу 1804 г. А канализация в столице появилась почти столетие спустя - в 1898 г.
Газопровод
При Михаиле Офросимове (1864-1865) в январе 1865 г. Московская дума заключила с англо-голландскими предпринимателями контракт на освещение города газом сроком на 30 лет. А уже в конце ноября началось заполнение «топливом» подземных газопроводов.
Метро
В 1931-1937 гг. Москвой руководил Николай Булганин. При нём 15 мая 1935 г. открылся первый участок столичной подземки длиной в 11 км - часть Сокольнической линии.
Зазвонил телефон
Первая телефонная станция открылась в Москве 13 июля 1882 г. при Владимире Долгоруком (1865-1891). Было всего 26 номеров, которые достались театрам, крупнейшим ресторанам и банкам, а также самым известным и богатым москвичам. Простым смертным связь стала доступна только в 1903 г. с появлением первых переговорных пунктов.
Трамвай и лифт
При Сергее Романове (1891-1905), сыне императора Александра Второго, в 1899 г. появились первые трамваи, в 1901 г. - первый лифт в жилом доме, а ещё первый «супермаркет» - гастроном «Елисеевский» с небывалым для тех времён выбором продуктов.
* Здесь и далее в скобках - годы правления