Чудом уцелевшие 20-тысячные ошмётки ещё недавно великой 600-тысячной армии Бонапарта, состоявшие из голодных, оборванных, обмотанных тряпьём солдат, обмороженных и проклинающих день, когда они триумфально переправились через Неман, покинули территорию России.
В огненной ловушке
- Граждане Москвы, нам нужна ваша помощь. У кого в домах, во дворах есть запасы воды и бинты, прошу вас приносить их сюда, во двор церкви Сан-Луи.
- Не слушайте его! Не бинты им нужны, а церковное золото и столовое серебро!
- Мадемуазель, вы не правы, гвардия императора Франции не грабит.
- Не верьте ему! Я сама видела французов с мешками награбленного добра.
- Как вас зовут, мадемуазель, кто вы?
- Дуня Буянова, белошвейка.
- А я подполковник жандармерии французской армии Луи Лелорн д’Идвиль. Хватит болтать, лучше помогите нам.
- Ну пошли, коли не врёте. Во дворе усадьбы Лопухиных лежат десятки раненых. Мы должны перевязать их и перенести сюда.
Люди, стоящие в толпе, окружившей во дворе католического храма в Милютинском переулке французского дипломата-шпиона в тёмно-синем мундире с галунами и чёрной двууголке и девушку в вишнёвом приталенном пальто и тёмно-синем капоре, на два столетия моложе тех, кто был здесь осенью 1812 года.
Сегодняшние участники события - дети и подростки из Дворца детского творчества на Воробьёвых горах. Они вышли из экскурсионного автобуса для участия в очередной сцене спектакля «Наполеон в огненной ловушке», разыгрываемого создателями «Театра на колёсах», писателем и историком Арутюном Амирханяном и экскурсоводом Еленой Рубинской. Такого урока истории под открытым небом у них ещё не было.
Выпускник МГУ и Сорбонны А. Амирханян за годы работы в архивах Франции, Бельгии и Германии разыскал много интересных материалов о действующих лицах того времени. Так, перед историком появился образ Луи Лелорн д’Идвиля. Этот реальный французский анти-Штирлиц, личный агент Наполеона, до войны дважды приезжал в Москву с посольством Лористона и превосходно выучил русский язык. Сколотив сеть осведомителей, он сумел раздобыть сверхсекретную карту России на 100 листах, за что были расстреляны несколько русских офицеров и чиновников, а сам Лелорн удостоился личной награды императора.
«Я тебя никогда не забуду»
Во время второй польской кампании (так французы называли войну 1812 года) успешный шпион пробыл в Москве все 40 дней оккупации, вербуя агентов из числа оставшихся в городе русских и иностранцев.
Но встреча с Дуней оказалась не просто очередной вербовкой. Чем-то эта девушка так захватила подполковника, что он и не заметил, как вместе с ней день за днём стал проводить много времени в сожжённых кварталах, спасая простых москвичей и помогая раненым без учёта их национальности. Незаметно для себя французский шпион оказался сподвижником русских патриотов.
Автобус останавливается у Дорогомиловской заставы, где Бонапарт тщетно ждал ключей от Москвы. Затем - вблизи усадьбы генерал-губернатора Москвы Ростопчина, истинного, по убеждению автора спектакля, организатора поджогов Москвы. Возле Тайнинской башни Кремля, под которой Наполеон в прожжённом мундире спустился в подземный ход, чтобы покинуть горящий Кремль. На Ленивке, самой короткой улице города, где кончалось подземелье и где император встретил двух мародёров, поначалу не узнавших его, но затем выведших Наполеона из сплошного огня... Сценки на этих остановках складываются в причудливую мозаику событий двухсотлетней давности, наполненных героизмом и предательством, гневом и страстью.
- Дуняша, кони запряжены, возок ждёт. Собирайся, любимая, у нас совсем мало времени.
- Куда?
- В Париж, со мной.
- Луи, я не могу. Я остаюсь.
- На этом пепелище?
- Это мой дом.
- Твой дом там, где я. Разве ты не клялась мне в вечной любви?
- Да, я буду любить тебя всю жизнь.
- Где, в Москве? Меня, который за две тыщи вёрст отсюда?
- Прости меня, любимый, здесь моя мать, мои друзья, мои могилы, мои храмы.
- Дуняша, я к тебе вернусь.
- Я буду ждать.
- Как только кончится война…
- Конечно.
- Не плачь, мне не жить без тебя.
- Я не плачу, я радуюсь.
- До свиданья, Дуняша.
- Оревуар, Луи.
Больше они никогда не встретились.
Спектакль завершается у избы, где проходил военный совет в Филях. У Бородинской панорамы. У памятника 300 русским воинам, сложившим головы в величайшем сражении той войны. У западной окраины старой Москвы, откуда в багровых сумерках чудится далёкая река Березина, отделившая трагический 1812 год от победоносного 1813-го, а Отечественную войну во главе с фельдмаршалом Кутузовым от Европейской кампании, которую возглавил император Александр I.