По данным аудиторов, одно из самых частых нарушений - поставки оборудования, не соответствующего требованиям, указанным в контракте. Скажем, по договору покупали томограф современнейший, а привозили в больницу устаревший. Разницу в цене - в карман администрации. Но даже и то, что купили, нередко месяцами простаивало без дела. В Башкортостане купленное оборудование стояло без работы более 2 лет (!).
«Более 52% средств (из почти 700 млрд руб. - Ред.) было направлено на укрепление материально-технической базы медорганизаций, - сообщил Александр Филипенко, аудитор Счётной палаты. - Однако Минздравом, Фондом обязательного медицинского страхования и регионами не выполнено поручение правительства по завершению мероприятий к 1 июля 2013 г. Рост зарплаты обеспечен за счёт роста нагрузки на медработника, а не за счёт роста оплаты основного времени работы».
Проверяющие спали
«Деньги выделялись на соблюдение стандартов в оказании медицинской помощи, - говорит Алексей Старченко, доктор медицинских наук, юрист, известный правозащитник, президент Национального агентства по безопасности пациентов. - Для этого задумывалась модернизация, для этого закупалось оборудование. Но всё свелось к профанации. Допустим, область отправила заявку на закупку определённого числа дорогих аппаратов. Куда и кому они пойдут? Если я блатной главврач (скажем, местный депутат), то мне дадут дорогое оборудование, а есть ли у меня нужные для эксплуатации специалисты, помещение, никого не волнует. В итоге дорогущее оборудование простаивает. Огульная закупка всего всем - это простор для махинаций. Или: больницу штрафуют из года в год страховщики - там некачественно лечат. При этом в виде штрафов забирают из больницы те самые деньги, которые тем дали на модернизацию. Правой рукой дали, левой забрали. Всё это Счётная палата должна была проверять не сейчас, а в ходе реализации программы. Между тем есть совершенно ясная схема, как сделать помощь качественной. Каждое лечебное учреждение должно составить свой перечень заболеваний, которые они лечат и вылечивают, и закупить под это оборудование. Если в данном учреждении больного не могут вылечить, его должны без промедления перевести в другое, более высокого уровня. Минздрав должен был заставить это сделать региональные минздравы, а Счётная палата - проверить. Но она спала».
Глобальный обман
Добавим: нет действующих стандартов, и никто не знает, за что пациенты обязаны платить, а за что нет. По информации Счётной палаты, стандарты разработаны лишь для 17% заболеваний, требующих госпитализации, притом что потрачено на это почти 300 млрд руб. Да и те, что есть, порой не выдерживают никакой критики. «Стандарты пишутся неизвестно кем, - говорит Алексей Старченко. - Такое ощущение, что авторы не имеют медицинского образования. Полный абсурд!»
Вот откуда в отчёте Счётной палаты странные расхождения. Так, в Костромской обл. за лечение больного с инфарктом больница получает 25,5 тыс. руб., а в Калужской - более 61 тыс. В Башкортостане лечение рака лёгких оценивается в сумму около 40 тыс. руб., в Удмуртии - почти 140 тыс. Как рассчитаны эти цифры, непонятно. Зато, глядя на них, становится ясно, почему во многих наших больницах люди бесплатно могут получить только койку и самые дешёвенькие лекарства.
«Вот сейчас кучу денег угрохают на создание реестра всех врачей - с указанием пола, возраста, квалификации, - продолжает Старченко. - Зачем? Из всего этого пациента может интересовать разве что квалификация врача. Но такую информацию ему и так обязаны предоставить в лечебном учреждении».
Дающий деньги должен контролировать, куда и на что они идут. Это аксиома. Почему этого не делается? Иначе какой смысл писать законы, если никто их не исполняет?