Как ребёнку раскрыться?
Москва славится достижениями своих учеников: на олимпиадах, образовательных турнирах, в ремесленных баталиях они по преимуществу первые по стране. Одной из последних побед москвичей стало командное лидерство во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства Worldskills.
«Это позволяет нам почувствовать, - считает Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства, - что каждый столичный школьник в каждой школе талантлив. Важно, что в общественном сознании всё больше укрепляется мысль, что успеха достичь можно. Главное - найти эти возможности и встретить учителя или руководителя кружка, который поможет раскрыться».
Сами ребята, перечисляя факторы, повлиявшие на их успех, называют не только школьных учителей, но дают понять, что помогает весь город: музеи, театры, вузы через «Университетские субботы», различные творческие студии и школы, участие в профессиональных классах, кружки, конкурсы и олимпиады, большую роль играет школьное дополнительное образование. На базе колледжей возрождаются станции юных техников.
«К сожалению, мы привыкли рассматривать допобразование как развлечение, - говорит Исаак Калина, руководитель Департамента образования Москвы. - Но факт, что нашим ребятам по жизни не хватает умений. А благодаря кружкам технического творчества, в которых сегодня занимаются порядка 24 тысяч детей, наши школьники приобретают умения очень серьёзные».
Популярны у юных москвичей кроме «Университетских суббот» и такие проекты департамента, как «Музеи и парки» и «Профессиональные среды».
Все эти составляющие, по мнению большинства педагогов, помогают многим из столичных школьников ещё и выбрать будущую профессию.
Другие - тоже свои
Синонимом слова «успех» называют «счастье». А оно не только в выборе будущего дела или призах и грамотах. Всё чаще в обычные классы общеобразовательных школ приходят детки с особенностями развития.
«И ребята должны понимать, что новым одноклассникам могут понадобиться их помощь и поддержка, - говорит Людмила Мясникова, председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности при столичном Департаменте образования. - Эти отношения больше, чем дружба, они делают маленьких людей чуткими и сочувствующими, с неординарным подходом к жизни».
Конкурс «Дети - детям» как раз развивает в ребятишках именно такие качества. Например, ученики лицея № 1799 сделали для своих слабовидящих одноклассников специальные учебники по биологии. В школе № 1349 изобрели 3D-навигатор, с помощью которого человек с плохим зрением может найти дорогу в тот или иной класс. Ребятам помогали родители, и эта совместная ответственная работа собрала кусочки пазла в единое целое: все в этой истории, включая ребят с отдельными нарушениями здоровья, совершенно счастливы.
Теперь, когда московские школы стали большими, подобных проектов становится всё больше. «В таких школах делать это намного проще, - со знанием дела уверяет Анатолий Ващилин, директор лицея № 1564. - К нам второй год подряд в первый класс приходят дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе на инвалидных колясках, и они успешно социализируются и обучаются вместе со своими сверстниками».