А в этом году столичное образование установило небывалый рекорд: 817 учащихся стали победителями и призёрами Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ). Причём доля победителей-москвичей среди всех участников - 44,2%. В чём секрет успеха столичных школ? Им учителя готовы делиться с педагогами из других регионов, а заодно передавать своё мастерство и наработанные методики.
Долгие годы считалось, что таланты надо взращивать исключительно в спецшколах, отдельно от «неталантов». То есть учеников, которые засветились интеллектом на каких-то специальных конкурсах, пытались собирать в одном месте и прицельно обучать. Современное московское образование решило пойти принципиально другим путём. И теперь учителя исходят из того, что одарён каждый ребёнок, и уже задача педагога - понять, в чём именно, и помочь развить способности.
Кого талант прокормит
«С 2010 года число победителей олимпиад в Москве растёт, и каждый раз мы думаем, что дальше расти некуда, но... команды столичных школьников вновь и вновь обновляют свои рекорды, - говорит директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. - Удалось сделать то, о чём мы начали говорить несколько лет назад: реально осуществить поворот от поиска и отбора ребят для их обучения в топовых школах к развитию талантов в массовой школе. Да, лучшие школы с огромными традициями никуда не делись и достигают даже больших результатов, чем семь лет назад. Но главная заслуга рекордных побед принадлежит нашим так называемым обычным школам, учителя которых раньше жили в уверенности: «Олимпиада вообще не для нас». Теперь они превратились в мощные, уверенно стоящие на ногах, имеющие прекрасные ресурсы и оборудование образовательные комплексы, в которых работают успешные учителя. А главное - в таких школах у любого ученика гораздо выше вероятность встретить яркого учителя именно в той области, в которой он потенциально талантлив. Иными словами, концепция «каждый ребёнок талантлив, надо лишь распознать его талант» реально работает и даёт результаты. Прекрасным способом закрепить ощущение достигнутого успеха стал не только диплом олимпиады, но и материальная премия. С этого года по инициативе мэра Москвы победители Всероссийской олимпиады получают 200 тыс. руб., а призёры - 100 тыс. Такая реальная оценка труда ребёнка даёт ему понять: его талант нужен и востребован, учись, работай во благо страны и родного города и, конечно, себя и своей семьи».
На пятки Москве в воспитании чемпионов сейчас наступают Мордовия, Татарстан и Санкт-Петербург. Но не надо думать, что талантливые дети есть только в этих регионах. Они есть в каждой школе. «Если руководство региона, муниципалитета или конкретной школы хочет заняться «взращиванием» чемпионов, мы с радостью будем делиться нашими достижениями и методиками. Ведь в конечном итоге мы работаем не для того, чтобы победить в конкуренции между регионами, а на благо России», - считает Иван Ященко.
Слияние на благо
Помимо ухода от деления детей на «гениев» и «остальных» у многих московских школ появились и свои собственные секреты успеха. Например, в школе № 1468 открылся «Интеллект-клуб» для дошкольников и учеников младших классов по авторской методике (для малышей приобрели специальное дорогостоящее оборудование, чтобы увлечь их), а для ребят 5-11-х классов организовано настоящее Научное общество, чтобы дать им возможность попробовать себя в роли учёных.
«Укрупнение школ дало очень важный эффект - оно позволило аккумулировать ресурсы, как материальные, так и педагогические, - поделился с «АиФ» директор школы № 1468 Илья Бронштейн. - Сегодня московская школа - солидная организация с солидными возможностями и солидным бюджетом. В итоге нам стали доступны педагогические решения и такое оснащение, о котором раньше мы и мечтать не могли. Но главное - широкая вариативность образовательных программ. Ребёнок может попробовать себя на любом поприще, будь то естественные науки или иностранные языки.
Все знают, что примерно к 5-7-му классу у детей резко снижается интерес к учёбе - ребята вступают в подростковый возраст со всеми его сложностями. В этот момент важно показать школьникам практическую ценность учёбы. В этом смысле эффективно работают программы знакомства с профессией. Для более старших ребят погружение в будущую профессию обеспечивают наши специальные проекты, такие как инженерные, кадетские, медицинские и академические классы».
Вопрос, волнующий многих родителей, которые раньше были нацелены на поступление ребёнка в лучшую школу: а не снизился ли её уровень после «вливания» менее успешных учебных заведений? «Если у вас есть два батона хлеба, один свежий, а другой чёрствый, от того, что вы положите их рядом, не изменится ни тот ни другой, - объясняет Илья Бронштейн. - Совсем другая история, если в школе после реорганизации - что и было её целью - создаётся единое образовательное пространство. Тогда результаты возрастают. Если мы его создать не можем, то была ли у нас школа успешная или менее успешная, не имеет никакого значения - результаты будут падать у обеих. Это зависит от одной, по сути, вещи - того, кто стоит во главе образовательного комплекса. Если руководитель видит своей целью сидеть тихонечко, чтобы его никто не тронул, - тогда да, всё закончится плачевно. А если он действительно заинтересован в том, чтобы школа развивалась, он найдёт способ управлять солидными ресурсами так, чтобы все подразделения работали эффективно».
Кружок чемпионов
А какие ресурсы использует школа, чтобы мотивировать учеников для участия в олимпиадах? «Сильный ход - привлечение победителей ВОШ прошлых лет, а также выездные тренировочные предметные лагеря для ребят, - рассказывает «АиФ» директор школы № 1270 Вера Кинешова. - Кроме того, для участников олимпиад создаются индивидуальные учебные планы, им даже иногда (в виде исключения) разрешается не посещать обычные уроки, чтобы хорошо подготовиться. (Позже они, разумеется, навёрстывают.) В нашей школе педагоги, которые «тренировали» призёров и победителей, получают существенную материальную поддержку. А мы многие годы проводим школьный тур олимпиад для всех учащихся. С каждым разом успехи становятся лучше. В этом году у нас 34 призёра и победителя регионального этапа ВОШ (это 23% от общего количества учащихся 9-11-х классов). Два ученика вошли в команду Москвы по истории для участия во всероссийском этапе, и один из них стал призёром заключительного этапа. 24 школьника - победители и призёры Московской олимпиады школьников. Конечно, всему этому способствуют активные позитивные изменения в системе московского образования, которые укрепляют в сознании мысль, что каждый ребёнок может достичь успеха. И участие в олимпиадах - это выстроенная системная работа школы в интересах и для развития любого из своих учеников».
Кстати, с сентября в каждой школе столицы заработают «кружки чемпионов», в которых звёзды ВОШ прошлых лет станут готовить будущих победителей и призёров.
«Заниматься в них дети могут не только по 24 предметам, которые входят в ВОШ, но и по дополнительным дисциплинам», - говорит председатель Ассоциации победителей олимпиад Артём Шишов.
«Дети понимают своих ровесников лучше, чем учителей, ведь те, к примеру, могут не разбирать подробно некоторые вопросы сложной темы, считая их очевидными, что отнюдь не так в понимании ребёнка. А те, кто уже прошёл этот путь, понимают, к чему и как готовить участников», - признаются сами вчерашние ученики, а теперь педагоги.
Чтобы охватить большее число детей, в том числе из регионов, и вовлечь их в олимпиадное движение, ассоциация разрабатывает онлайн-курсы. Пока же такие дистанционные олимпиадные курсы по всем предметам доступны через платформу «Московская электронная школа». «Каждый ученик, желающий попробовать свои силы в конкурсе, сможет получить код доступа в систему и самостоятельно готовиться к школьному этапу олимпиады. Это даст ребёнку возможность получать материалы для занятий, а главное - консультации специалистов в данной предметной области», - добавляет Артём Шишов. Так что нынешний рекорд московских школьников, судя по всему, будет опять не последним.