Потому что возможностей прибавляется везде поровну и снижения уровня образования нигде не замечено.
Этот странный феномен обсудили на днях директора школ вместе с сотрудниками Департамента образования Москвы.
Нечем удивить? Так это хорошо!
Московское образование сегодня открыто, как никогда раньше, его можно анализировать и изучать со всех сторон, оно практически прозрачно и не имеет тайн. А поскольку участниками образовательного процесса, за редким исключением, являются все жители города (это приходится признать даже без учёта известного постулата: «Век живи - век учись»), то и получается, что заглянуть в школьные двери может любой.
«Образовательный процесс стал максимально доступным, в нём совершенно не осталось того, чего мы бы уже не показали и не рассказали обществу, - считает Исаак Калина, руководитель Департамента образования города Москвы. - Я даже не знаю, чем ещё можно было бы удивить москвичей, - все давно всё знают».
«При этом каждая школа обладает равными возможностями, - продолжает Маргарита Бутырская, директор гимназии № 1532. - Когда-то на вопрос «Где учится ваш ребёнок?» отвечали: в английской школе либо в физико-математической, в химико-биологической... Сейчас говорят не «в школе», а «в классе», потому что профильные параллели появились во всех образовательных комплексах Москвы. Если раньше в городе существовало несколько специализированных учреждений, то теперь любые знания можно получить в ближайшей к вашему дому школе. Такая вот особенность у московского образования, и это замечательно. Я долго думала, чем интересным мы можем ещё похвалиться, и поняла, что хвалиться нечем, всё то хорошее, что есть у нас, есть и в других школах. Но так и должно быть!»
Без лишних вопросов
«Предназначенная для жителей Москвы система образования позволяет родителям постоянно быть в курсе событий, - утверждает Валерий Родионов, директор гимназии № 1562 им. Артёма Боровика. - Из опыта прежних лет - а наше учреждение существует уже 15-й год - я могу сказать: раньше пап и мам, которые приходили в школу для решения самых разных вопросов, было значительно больше. Мы всегда были открыты для общения, для разговора в любое время. Сегодня ситуация меняется: родители уже не задают много вопросов, потому что существующая информационная система позволяет им определиться с тем, чего они хотят и что они могут получить. Мы постепенно переходим на общение через электронные ресурсы.
Много лет у нас существовала такая форма диалога, как день открытых дверей, когда любой из родителей мог подойти к любому педагогу и обсудить процедуру обучения, программы, узнать об успехах и проблемах уже учащегося ребёнка. Если ещё несколько лет назад зал был полон, то теперь желающих встретиться очно всё меньше. Это происходит не потому, что родителям стали неинтересны успехи детей, просто теперь родители владеют всей возможной информацией: через электронный журнал, через систему дистанционного общения. Результаты успеваемости открыты для каждого родителя, понятна среда, созданная в школе, и есть возможность объективно её оценить, а также принять правильное решение: например, при выборе иностранного языка детально выяснить, какую программу предлагает школа, на каком уровне будет изучаться язык. Или, скажем, папы и мамы хотят, чтобы во второй половине дня ребёнок занимался спортом, и подбирают ему секцию. Наши образовательные комплексы сегодня выступают не только как образовательные учреждения, но мы ещё и некая социальная среда, которая решает одновременно многие задачи».
Мечты сбываются...
«Эффективность и открытость московского образования - это также результат работы межрайонных советов директоров, - продолжает И. Калина. - Они являются основой общественно-профессионального управления. Многих удивляет, что на город, в котором почти полтора миллиона обучающихся, приходится всего 100 чиновников департамента. Такого соотношения вы не найдёте ни в одном субъекте Федерации. Сегодня мы опираемся в большей степени на общественно-профессиональное управление, чем на административное, и это вызывает интерес у наших коллег в регионах. А самое главное - даёт прекрасные результаты. Судите сами: на Всероссийской олимпиаде Москва получила 583 диплома, из 500 лучших школ России 181 школа столичная. У нас 96% школ в городе имеют призёров региональной московской олимпиады. Это говорит о том, что все московские школы предоставляют детям качественное образование. У нас никогда не было цели - создать два-три показательных учреждения и собрать в них лучшие ресурсы. Наоборот, мы стремимся к тому, чтобы каждая школа предоставляла детям одинаково высокие возможности для их развития.
Это же касается и дополнительного образования, задача которого состоит в том, чтобы помочь любому московскому школьнику развить свои способности, стать успешным гражданином. Мы стараемся не делить детей на одарённых и неодарённых, а предоставить им возможности, в которых максимально раскрылись бы любые таланты.
Сегодня столичные колледжи, располагающие замечательной материально-технической базой и кадрами, получили возможность открыть в своих стенах кружки технического творчества, в которые уже записались 23 тыс. ребят. Работа нашего департамента состоит в том, чтобы создать образовательные возможности для каждого ученика. И при этом не мешать развиваться московским школам, которые имеют огромный потенциал. Именно поэтому у нас так мало чиновников «от образования».
А тому, что нам нечем удивить коллег и гостей, я только рад. Ведь это и есть стабильность, а стабильность - признак мастерства. Несколько лет назад коллеги из регионов просили меня отвезти их в какую-нибудь московскую школу, где можно было бы позаимствовать уникальный опыт. Таких школ было тогда несколько десятков. И я мечтал сказать коллегам так: «Да поезжайте в любую школу!» И теперь эта мечта сбылась практически на 100%».
Мнение эксперта
Александр Добряков, директор Московского центра технологической модернизации образования:
- Инструменты и способы, которые обеспечивают открытость системы образования, непосредственно связаны с инструментами, предоставляющими максимум информации обо всём городе, - их очень много. Активно работает сайт Департамента образования, который является не только точкой входа, но и точкой коммуникации участников образовательного процесса. Здесь можно задать вопрос, тут же получить ответ, посмотреть видеоконференции с заседаний и селекторных совещаний. Интересный факт: на сайт заходят не только из Москвы, но даже из других городов и стран; то есть люди, даже находящиеся в отпуске, продолжают интересоваться процессами, происходящими в столичном образовании.
Сайт департамента является частью большой информационной системы правительства Москвы, официального портала mos.ru, где можно найти дополнительную информацию по московскому образованию и по различным аспектам: как записать ребёнка в школу, где узнать результаты ЕГЭ и многое другое.
С 11 сентября заработал новый интересный механизм, обеспечивающий открытость работы Департамента образования и учебного процесса в столице, - московский образовательный интернет-канал, на который можно зайти с сайта департамента, а также с сайта любой школы. Очень важно, что москвичи могут быть не только зрителями, но и активными участниками канала, принимая участие в создании передач.
Существуют и другие интернет-проекты, позволяющие глубже погрузиться в образовательный мир Москвы, - например, сайт общегородской эстафеты фестивалей межрайонных советов директоров образовательных учреждений «Наши общие возможности - наши общие результаты». На сайте масса новой информации, здесь пользователи рассказывают, как проходят фестивали, выкладывают видеозаписи, каждую неделю появляются новые ролики. Ещё один интересный ресурс - поиск образовательных организаций, школ, колледжей, позволяющий найти нужное учебное учреждение по его программе, специализации, а также адресу или станции метро. Это тоже очень удобно для тех, кто только выбирает детсад, школу или колледж.
Таким образом, совокупность всех инструментов и механизмов, обеспечивающих открытость столичного образования, позволяет любому пользователю за минимальное время найти всю необходимую и исчерпывающую информацию.