Министр просвещения Сергей Кравцов обсудил со специалистами возможности модернизации школьного курса ОБЖ. Эту тему президент В. Путин поручил проработать главе Минпросвещения по итогам встречи с общественностью в Липецкой области в конце января.
Изменить школьный курс ОБЖ требуют вызовы современного мира, например риски и угрозы для детей при использовании сети Интернет.
«Мы видим, с чем вынуждены сталкиваться наши дети в интернете, социальных сетях, реальной жизни, и конечно же, нам надо ограждать их от этого, — сообщил министр просвещения Сергей Кравцов. — Не менее важно научить детей самостоятельно реагировать на внешние угрозы. Мы должны не утаивать проблемы от детей, а называть вещи своими именами. В новые учебники необходимо добавить блоки, например, о мошенничестве, игромании, деструктивном поведении в соцсетях».
Специалисты предложили продлить предмет ОБЖ на все время обучения ребёнка в школе. «Сейчас ОБЖ преподается только с 5 по 9 класс и не отвечает тем вызовам, которые есть, — считает руководитель Липецкой областной общественной организации „Поиск пропавших детей“ Вячеслав Темин. — Это и печально известные „группы смерти“ в соцсетях, и самовольные уходы детей из семьи, число которых резко возрастает в 5-9 классах. А подобные уходы — это огромные риски для жизни и здоровья детей: падения с высоты, ДТП и прочие. В этом году зафиксированы уже попытки суицидов подростков. Когда мы беседуем с такими детьми, 90% детей не могут объяснить своё поведение. Мы провели более ста лекций в школах с 5 по 7 класс. И у нас уже есть результат от такой работы с детьми. Если в 2014 году было 284 ухода детей по Липецкой области, то на сегодняшний день у нас 115-130 случаев в год».
Министерство просвещения поддержало предложения специалистов. «ОБЖ был введён в школы в начале прошлого века, пришел на смену предмету „Начальная военная подготовка“, и все эти годы его содержание практически не менялось, — рассказал замминистра просвещения Виктор Басюк. — Уже полтора года ведется работа по обновлению предмета ОБЖ, его содержание изменится почти на 90%. Занятия по основам безопасности жизнедеятельности должны быть направлены на формирование жизнестойкости ребенка к внешним факторам среды. И предпочтительна не урочная подача информации. Кроме того, мы в этом плане серьезно прорабатываем содержание таких дисциплин, как „Окружающий мир“ в начальной школе, добавляем элементы информационной безопасности, уроков „Обществознания“ в средней школе в части повышения правовой грамотности детей, а также биологии, физической культуры и других. Сложно назвать предметы, которые бы так или иначе не затрагивали этот вопрос. Мы фактически закладываем в содержание всех основных предметов вопросы безопасности детей».
В подготовке новых учебников участвуют сразу несколько ведомств, в частности МЧС. «Первоначально учебники ОБЖ представляли собой описание разных видов чрезвычайных ситуаций — природного, социального, техногенного характера. В разработке новой концепции предмета ОБЖ мы предложили сместить акцент на профилактику — что делать, чтобы в эту ситуацию не попасть, — отметила директор Центра экстренной психологической помощи МЧС Юлия Шойгу. — И учесть все риски, которые появились в последнее время. Первым блоком новых учебников станет кибербезопасность. Важно, чтобы характер его был просветительским, нежели запретительно-контролирующим. Сложно представить, как мы можем что-то запретить детям в интернете. Все, что мы можем сделать — научить с интернетом и соцсетями корректно взаимодействовать. Второй блок — безопасность в обществе. Это знания, связанные с социальной психологией: как вести себя в конкретных случаях, распознавать опасные ситуации и действовать в них. Например, как не дать вовлечь себя в конфликт и что делать, если с тобой это происходит, в том числе в школах. Лучший способ выйти из проблемной ситуации — туда не попасть. Вот наш главный посыл детям».
Уполномоченный по правам ребёнка Липецкой области Юрий Таран подчеркнул, что учебники должны учитывать региональные особенности. «В кавказских республиках совсем другие, например, природно-климатические риски, по сравнению с Липецкой или Воронежской областью», — уверен эксперт.
Эксперты отмечают, что важно не только переписать учебники, но и подготовить кадры. Считается, что преподавателем ОБЖ должен быть мужчина, предпочтительно работавший в силовых структурах. Но иногда именно женщины оказываются более гибкими и методически подготовленными. «Необходима и работа с родителями, особенно в вопросах кибербезопасности, — подчеркнул Юрий Таран. — Стоит только рассказать родителям о возможных проблемах, первой реакцией у многих станет запрет: выдернуть все провода, отнять все гаджеты. И это неизбежно спровоцирует следующую волну конфликтов».
Новые учебники будут вскоре представлены профессиональному сообществу и пройдут общественные обсуждения.