Весь прошлый учебный год начальная школа уже жила по новым стандартам. Стандарты в старшей только недавно приняты и будут вводиться в течение нескольких лет. Цели самые благие: научить детей активно мыслить, а не просто воспроизводить изложенное в учебнике, уметь сотрудничать друг с другом, применять в жизни полученные знания, искать источники информации и т. д. Но опыт нашей страны уже не раз доказывал: то, что на бумаге, - это одно, а жизнь другая. Стандарты, призванные улучшить жизнь детей, написаны. Но об их реализации никто не позаботился.
«…У нас в первом классе из расписания убрали английский и логику, сославшись на то, что дети очень устают. Но оговорились, что эти занятия можно вернуть как кружки за деньги».
«В нашей школе в 4-м классе новый предмет «Основы религии» включили за счёт одного часа русского языка».
«Школы обязали ввести третий урок физкультуры в неделю. Но на новый спортзал денег не дали. Теперь дети во время занятий чуть ли не на головах друг у друга стоят. Зал поделён на четыре части, в каждой занимается класс по 25 человек».
«А нам уже объявили, что факультативы по математике теперь будут платными. Но тут же посоветовали детей на них не записывать: учитель, мол, с них будет иметь копейки, и никакого интереса брать на себя дополнительные часы у него нет. Берите репетиторов - и вам пользы больше, и учитель нормальные деньги получит».
Может, родители чего-то не понимают? Но, видимо, не только они.
Большая загадка
Религия вместо русского
«Помимо учебной программы, рекомендованной сверху, каждой школе даётся один дополнительный час, который она может потратить на то, что считает нужным, - объясняет Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования «Царицыно» № 548 Москвы, народный учитель России. - Большинство тратило на самое трудное - русский язык, где-то математику. Теперь, видимо, вынуждены будут отдать его религии. Кроме основной программы стандарты обязывают школу проводить ещё 10 часов в неделю дополнительных внеурочных занятий. На все 10 денег не дают. Говорят: ищите сами. При этом школы ещё обязали и увеличивать зарплаты учителям. Исхитряются, кто как может. Большинство выходит из положения на основе эксплуатации учительского подвижничества: вы там что-нибудь придумайте, а мы подумаем, нужно ли вам за это заплатить. Но учителя выкрутятся - среди педагогов осталось немало энтузиастов».
Интересно: почему одни придумывают, где-то недодумывают, а выкручиваться должны учителя и родители?