Нововведение уже вызвало немало волнений. Особенно после недавних терактов, направленных на религиозных деятелей республики, когда из-за взрыва машины едва не погиб муфтий Илдус Файзов, а его заместитель Валиулла Якупов был застрелен в подъезде собственного дома. Появилась информация, что в некоторых мечетях проповедовался нетрадиционный ислам, и родители еще сильнее забеспокоились, не превратится ли школьный урок в религиозную пропаганду.
Религия или культура?
Чиновники, в свою очередь, утверждают, что новый предмет, вовсе не Закон Божий, который изучался до революции 1917 года. И преподаваться он будет исходя из того, что религия – часть культуры.
- Это курс не религиозный, а культурологический, - рассказал «АиФ» министр образования и науки Татарстана Альберт Гильмутдинов. – Ведь наши школы – учреждения светские, отдельные от церкви. В рамках данного предмета дети получат представление о православии, исламе, иудаизме. То есть о тех религиозных конфессиях, которые существуют в нашей стране. Курс уже прошел апробацию в 18 субъектах Российской Федерации. Хотя религиозные деятели и привлекались в качестве консультантов, учебники разрабатывали историки и обществоведы.
Курс может включать несколько модулей, например, изучение мировых религиозных культур или основы одной российской. Татарстанские родители проголосовали за два модуля – изучение религий нашей страны и основы этики. Вести урок будут учителя начальных классов – один раз в неделю.
- Сложность в том, что ни один вуз пока не готовит специалистов для преподавания данного предмета, - объяснил начальник управления образования Казани Ильсур Хадиуллин. – Наши учителя обучались на курсах повышения квалификации, но необходимо, чтобы курсы действовали постоянно.
Воспитывать толерантность
Читайте также: | |
---|---|
Основы религиозных культур или светской этики? |
На выбор регионам было представлено несколько федеральных учебников. Для школ Татарстана предпочли тот, который подготовили А.Н. Сахаров, член-корреспондент РАН (ранее он также являлся директором Института российской истории Российской АН), и К.А. Кочегаров из издательства «Русское слово» (Москва). Главу, касающуюся ислама, написал Р. М. Мухаметшин, доктор политических наук, ректор Российского исламского университета.
Для изучения второго, выбранного татарстанскими родителями модуля: «Основы светской этики», в книге представлена этнокультурная региональная составляющая. Это традиции, обычаи, обряды, фольклор и литература народов, проживающих в республике.
К учебнику также подготовлено методическое пособие для учителей, разработанное специалистами Института развития образования республики Татарстан. Его основная мысль, что все традиционные религии России одинаково отвечают на основополагающие вопросы: что есть добро, а что – зло; а задача учителя - воспитывать в учениках толерантность.
Человеческий фактор
Но, несмотря на заверения чиновников и учителей о безобидности нового предмета, родители относятся к нему с настороженностью.
- Многих напугало слово «религия», - рассказала мама четвероклассника Ольга Семёнова. – Одни родители сначала решили, что дети чуть ли не молитвы будут учить. Другие стали опасаться, что начнется пропаганда именно ислама. Это неудивительно, учитывая, что вокруг немало мам и пап, которые и так считают, что часы русского языка урезаются в угоду татарского, а тут еще и «религиозное» новшество. На мой же взгляд – это очень познавательный и увлекательный предмет.
Однако таковым он пока выглядит исключительно на словах. Как будет на деле – отдельный вопрос, который особенно актуален для национальной республики. Ведь нужно еще учитывать такой аспект, как человеческий фактор. У каждого учителя свои религиозные предпочтения, и не хотелось бы, чтобы именно на них делался акцент – неважно, ислам это или православие. Вряд ли кто-то сверху будет контролировать, как проводит урок каждый конкретный педагог. Поэтому задача самих родителей – отследить, чтобы соблюдалась «золотая середина».