Накануне очередного часа X — 21 декабря — о конце света не говорит только ленивый, а в небольшом алтайском городке этот самый конец света уже наступил. В прямом смысле слова. В пригородах Бийска перебои с электричеством не редкость, но в декабре предсказания о грядущем Апокалипсисе сильно осложнили жизнь местных жителей.
«Я живу в частном доме, на случай любых отключений у меня в гараже стоят генераторы. Чтобы его включить, приходится пробираться в темноте, — рассказывает Светлана Степанова, хозяйка коттеджа. — Для этого нужен хороший запас свечек, но за них у нас развернулась настоящая борьба. Вчера чуть не подралась с приезжим туристом за новогодние свечи. Обычных, бытовых тут добыть невозможно, я уже прошу родственников из других городов присылать».
Домашний бункер
В своих бедах Светлана винит москвичей — вереница машин со столичными номерами через Бийск едет на территорию Республики Алтай, по пути скупая в местных магазинах свечи и тушенку. Периодически возвращаются — пополнить запасы. «Честное слово, 21 декабря я жду как праздника, должно же это безумие закончиться», — жалуется Светлана.
Данила Андреев, основатель первой в России фирмы, изготавливающей на заказ частные бункеры и убежища, проблемами алтайцев не удивлен. Его компания даже создавала проект небольшого поселка для «выживальщиков» — людей, которые пытаются обезопасить себя от любых глобальных катастроф на планете. Сейчас это — целая философия, популярная во всем мире.
«Алтай — это одна из крупнейших естественных возвышенностей России, — рассказывает Данила. — Горы все — сейсмичны, строить убежище там — просто неразумно. В то время, как Алтай — место, максимально удаленное от всех морей и океанов. Хотя там тоже не все районы безопасны».
Тем не менее, туры, предлагающие встретить конец света на Алтае, активно предлагаются в социальных сетях и на специализированных форумах. Для особо озабоченных предлагают даже места в местных убежищах — стоимость одного пропуска доходит до пятисот тысяч рублей.
Данила Андреев с выживальщиками общается: говорит, уже есть те, кто собирает провизию и выезжает на Алтай, но они — в меньшинстве. У остальных к 21 декабря отношение скептическое. «Мы сейчас доделываем очередной бункер для клиента, но, так получилось, что закончу уже после 20 декабря, — говорит Данила. — Но заказчик не расстроился абсолютно. Большинство заказывает бункеры не чтобы спастись от конца света, а чтобы избежать последствий крупных катастроф».
Для производства частных бункеров фирма Данилы использует СНиПы 77го года, так как глобально ничего не поменялось, и новых опасностей со времен холодной войны пока не придумали. «Ядерный взрыв — это как все природные бедствия вместе взятые, — отмечает Данила. — Важно погасить ударную волну, отфильтровать радиоактивную пыль, бактерии, газы, отправляющие вещества. Единственная проблема для жизни в бункере — наподнение, откуда брать кислород, если над тобой 10 метров воды, но уже появились системы, позволяющие создавать воздух — из воды и электричества». Один из защитных фильтров украшает офис — здесь его используют как подставку для комнатной пальмы. И для атмосферы.
Данила вдохновлялся примером Америки — там частные защитные сооружения пользуются большой популярностью, в России интерес есть, но волнами. «Центральная Россия природой сильно избалована, здесь ни ураганов, ни землетрясений не бывает. Люди задумываются, когда происходит, например, трагедия на Фукусиме, когда одна из самых цивилизованных стран мира в одночасье превращается в территорию гуманитарной катастрофы».
Грядущий конец света «21.12» волны заказов не вызвал. Данила объясняет это тем, что люди, озабоченные безопасности думают скорее о локальных катастрофах. Апокалипсиса с Земли ждать нет смысла: все ракеты не вылетят в один миг. А от метеорита или кометы, летящей на планету, бункеры, в общем-то, уже не помогут.
«Ничем не поделюсь, буду отстреливаться»
Москвич Дмитрий, бывший сотрудник МЧС, конца света ждет как раз не со стороны, а от родной планеты. Он — выживальщик с большим стажем, в шутку называет себя параноиком, и к любым ЧС готов, в общем, в любую минуту. «У нас такой девиз: не бойся конца света, бойся того, что будет потом, — рассказывает Дмитрий. — У меня такая теория: вот человечество живет, если взлеты, есть падения, случается кризис, потом ситуация выравнивается. Я думаю, однажды произойдет какое-то событие планетарного масштаба: война, экономический коллапс, экологическая катастрофа. И мы уйдем на наклонную, которая будет настолько крутой, что выровниться не получится. Начнется деградация и массовая гибель».
Дмитрий уверен, что для конца света не так много и нужно: в Москве, например, достаточно отключить электричество. «За ним отключится отопление, водоснабжение, канализация, перестанут работать магазины. Ни тепла, ни еды, паника. Вот вам и конец! — размышляет Дмитрий. — Разумные люди, которые делают запасы, переживут. За остальных не ручаюсь».
Для самого Дмитрия запасы чуть не стали причиной семейного конфликта. В арсенале выживальщика не только банки с тушенкой (они тоже везде, и в одежном шкафу, и в бардачке машины), но и мощные газовые и бензиновые генераторы, запасы топлива, противогазы. Сейчас подумывает о покупке печи. Все это занимает немало места, но отказываться от запасов Дмитрий не собирается. Говорит, все — нужное, тушенку можно на ужин съесть, а генератором дачу обогреть. Спички окунуть в жидкий парафин, чтобы не отсырели. Пока ждешь конца света.
«Русский человек привык надеяться на авось, — рассказывает выживальщик. — Близкие друзья не поддерживают, надеются на авось, говорят, да что ты, да пронесет как-нибудь. Если что, придем к тебе. Я их предупредил: ничем не поделюсь, буду отстреливаться. Пока не поздно, сходите, купите».
Уйти в леса
Идею строительства бункеров выживальщик одобряет, но сетует на дороговизну. На городские убежища бывший сотрудник МЧС не рассчитывает: во-первых, большинство отданы в аренду под магазины и автостоянки. По закону, в случае ЧС они должны освободить помещение в течение 12 часов. Но половина суток — большой срок, иногда счет идет на минуты, уверены выживальщики. По их данным, московские убежища могут вместить в себя... порядка 200 тысяч человек. Меньше пяти процентов жителей.
Лично Дмитрий осваивает другой вариант: уйти в леса. В его сценарии конца света паника и мародерство парализуют жизнь крупных городов, и искать спасения придется подальше от людей. «Но тут без тренировки не обойтись: чтобы себе прокорм обеспечить, надо уметь ставить силок на птицу, достойный шалаш — тоже задача сложная, — рассуждает Дмитрий. — Такие вопросы с кондачка не решаются, надо учиться, готовиться, книжки читать, тренироваться. Походы, рыбалка — все это очень полезные мероприятия».
В определенную дату конца света Дмитрий не верит, зато верит в его внезапное начало. Поэтому к 21 декабря не привязывается. Готовым нужно быть каждый день. На работу, по делам, на встречи с друзьями — Дмитрий всегда носит с собой рюкзак безопасности: здесь есть защитный капюшон от отравления угарным газом, нож, кремень, чтобы разжечь костер. Обязательно — веревка. Выживальщик использует парашютные стропила, говорит, они самые удобные и прочные.
«Настоятельно рекомендую иметь при себе полиэтилен, пакеты, — размышляет Дмитрий. — Они нужны, чтобы сохранить важные вещи сухими. Радиоприемник, чтобы слушать экстренные сообщения. И фотоаппарат — на случай, если конец света будет недолгим. Потом удачно снимки продать».
Таких как Дмитрий — достаточно в большинстве российских городов, они называют себя ротами выживальщиков. Совместных тренировок не проводят, но контакты поддерживают. На всякий случай: один в поле не воин, достойную компанию лучше искать заранее. На форуме, созданном Дмитрием, посещаемость растет в геометрической прогрессии. Правда, 22 декабря будет спад, уверен его модератор.
«Есть ведь такая категория людей — диванные выживальщики, они ничего не делают, ничему не учатся, просто радуются, что в теме».
Вызывает интерес
Именно на праздном интересе к концу света сейчас активно зарабатывают. В продажу поступают сувенирные наборы для выживания, а промоутеры оккупируют службы ЧС предложениями арендовать бункер для прощальных вечеринок. Как раз и день удобный: пятница. Недавно жители московского района увидели объявления якобы «от ЖЭК» — с призывом оплатить все коммунальные долги до наступления конца света. Возмущенные жильцы переписали указанный в тексте телефон и приготовились звонить-возмущаться. Но на том конце трубку им предложили послушать рекламу. Какой-то предприимчивый бизнесмен просто подделал стиль местного ЖЭК.