Примерное время чтения: 5 минут
147

Татьяна Нетреба: Ходорковский - не Сахаров

Михаил Ходорковский. Фото: www.globallookpress.com

Обвинять президента в либеральном притворстве, пенять ему на обманутые надежды (именно в связи с делом Ходорковского) просто смешно. Ни Медведев, ни Путин не обещали его помиловать. Оба говорили, что рассмотрят вопрос о помиловании, если опальный предприниматель напишет соответствующее прошение, признав свою вину.

И те, кто негодует сегодня по поводу того, что Дмитрий Медведев отказал Михаилу Ходорковскому в праве на помилование без раскаяния, прекрасно понимают: иного просто быть не могло. И любые юридические обоснования здесь ни при чем. И просто человеческие эмоции ни при чем. «У него печальная судьба, я ему сочувствую, как человеку, который сидит в тюрьме», — сказал Медведев на встрече со студентами журфака. И все. Медведев поступил исключительно как рациональный политик. И другого политического выбора у него не было и нет.

Те, кто пожил при СССР, прекрасно помнят, что было, когда Горбачев в 1986 году под нажимом интеллигенции и Запада вернул из политической ссылки академика А. Сахарова. Как генсеку рукоплескали, как его расхваливали! А в 1989-ом был Первый съезд народных депутатов СССР, где Горбачев сцепился с критиковавшим его Сахаровым, пытался заткнуть академика, продолжавшего гнуть свою диссидентскую линию. Сильно пожилой Сахаров вместе с Ельциным стал знаменем политической группы, выступавшей за радикальное реформирование советской системы, против Горбачева. Чем все закончилось, известно.

Ходорковский к тому же достаточно молод. И... разумеется, совсем не Сахаров. Все прекрасно понимают, какими ландышами пахнут его миллиарды, даже без нелепых вывертов судебно-правовой системы. И десятки миллиардов на помощь различным правозащитным организациям, представители которых, кстати, вошли в рабочую группу Совета при президенте по правам человека, он явно не бездумно вливал. (Примечательно, что именно эти юристы готовили экспертное заключение о помиловании, отклоненное президентом). Глупо подозревать прежде самого богатого человека страны в примитивном бескорыстии. Михаил Борисович очень умный и дальновидный человек и... политик, разумеется (сколько думцев с его руки кормилось).

Но он сидит, пока другие такие же в лондонах и куршавелях «чалятся», вместо камеры - особняки, яхты, девочки. Он не сгибается и не прогибается, пока другие «бла-бла» на митингах. Он не орет, не неистовствует, а интеллигентно улыбается, несмотря на все тяготы.

Он — идеальный лидер оппозиции! Сколько бы сам не открещивался от притязания на эту роль. Придут и в ноги упадут, куда он денется? Как булгаковский Воланд, будь он неладен, советовал гордой Маргарите: Никогда ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас.

Сердцу родного электората мил непокорный героический образ, а не то, что называют политическим курсом или программой.

И женская часть страны будет смотреть в его карие миндалевидные глаза с обожанием. В стране тотального дефицита «хороших мужиков» красивый мужественный, стойкий политик — фаворит и победитель. Что говорить, если просто красивый и богатый Прохоров, взял «бронзу» на президентских выборах.

Другое дело, если бы главный узник страны покаялся, попросил у власти милости и снисхождения. Не сомневаюсь: Медведев легким росчерком подписал бы Указ о его помиловании. И даже в этом случае еще долго нежился бы в сладких похвалах, заструившихся бы в его адрес со всех сторон, как внутри страны, так и с Запада. А вот несгибаемый под натисками судебной машины образ Ходорковского тут же поблек бы. Кому он такой был бы нужен? Нельзя ему каяться.

Или Ходорковский, правда, безгрешен и извиняться ему абсолютно не за что? Весь российский бизнес был в дерьме, а ЮКОС — в белом? Кстати, 5 марта президент поручил Генпрокуратуре проверить обстоятельства осуждения ряда лиц. В списке 32 фамилии, среди которых юкосовцы Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и Алексей Пичугин, осужденные за шпионаж ученые, представители «Другой России». Результаты проверки, между прочим, еще неизвестны.

Кстати, как только заходит речь о Ходорковском и Лебедеве, о других заключенных как-то сразу забывают.

Один искушенный в политике эксперт в разгар споров о том, выпустят Ходорковского или нет, заметил: никаких послаблений по отношению к нему не будет никогда. И дело даже не в его политических возможностях. (Хотя Ходорковский явно будет тратить серьезные деньги на политику). Он может нанести серьезный исковой удар по России в западных судах. Например, выдвинуть компенсационные иски против страны за то, что его лишили бизнеса. Эти иски могут измеряться сотнями миллиардов долларов. В этом случае государству может быть нанесен серьезный урон. По его словам, мало кто знает, что в 2010 году структуры МЕНАТЕПа уже отсудили 1,5 млрд долл у Роснефти.

А ведь когда-то Ходорковский был уверен: его не посадят.... 

 
Татьяна Нетреба

Журналист еженедельника

«Аргументы и Факты»

 

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (41)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах