По местам любимого фильма прошёлся кандидат исторических наук Борис Мелешко.
Тётку придумали...
Ключевой момент картины - следующий кадр: осень 1956 года, Чистые пруды, афиша фильма «Карнавальная ночь» в кинотеатре «Колизей». Сегодня там театр «Современник» (Чистопрудный бульвар, д. 19) (1).
В следующих кадрах - тётушка Костика (Софья Пилявская), которая стоит на улице Москвина в очереди за билетами в «Современник» - он тогда располагался в здании Театра Корша в Петровском пер., д. 3 (сейчас - Театр наций) (2). На афише - спектакль «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова. Почему для Михаила Козакова всё это так важно? Во-первых, Леонид Зорин - автор пьесы «Покровские ворота» - никогда не скрывал, что она автобиографическая и главного героя Костика он списал с себя, а у Велюрова, Хоботова, Маргариты Павловны и Саввы Игнатьевича были реальные прототипы, его соседи по коммунальной квартире на Петровском бульваре, д. 13. «Кроме тётки, у меня нет ни одной придуманной фигуры в «Покровских воротах», - писал Зорин. Во-вторых, в спектакле «В поисках радости» принимал участие юный Козаков - он сотрудничал с «Современником» до ухода в Театр на Малой Бронной, где потом поставил спектакль «Покровские ворота», шедший много лет с успехом (Малая Бронная ул., д. 4) (3).
Кстати, режиссёр в фильме исполнил роль зрелого Константина Ромина, наблюдающего с грустью, как разрушается старая Москва. Козаков тогда позвонил в коммунальные службы и спросил, где будут сносить дома. Оказалось, между Садовой-Триумфальной и Садовой-Каретной. Съёмочная группа туда и отправилась. Это про разрушаемое здание, а дом, который в кадре с балконом, стоит на Гоголевском бульваре и по сей день. По сюжету же фильма дом сносили у Покровских ворот. И это не единственный момент в ленте, когда событие происходит в одном месте, а показано другое. Так, после работы Хоботов (Анатолий Равикович) встречает Людочку (Елена Коренева) у лаборатории - «дома с шарами» по улице Казакова, д. 15. А на самом деле там находится Государственный университет по землеустройству (4).
Также одно и то же действо у режиссёра может происходить одновременно по трём-четырём адресам. Например, прогулка Костика (Олег Меньшиков) и Маргариты (Валентина Воилкова) начинается у Котельнической набережной (5), а потом они идут по горбатому мостику, а это вообще на Яузе около Спасо-Андроникова монастыря (6).
Необычный приём со смещением адресов хорошо виден и в финальной сцене, когда Савранский (Леонид Машков) возит на мотоцикле Людочку вместе с Хоботовым. Сначала он едет по Лялину переулку. В следующую секунду они выезжают на Садовое кольцо, оказываются около глазной больницы Гельмгольца (Садовая-Черногрязская ул., д. 14/19). Мгновение - и Савранский около площади Гагарина и недалеко от университета. По моему мнению, задумка режиссёра - показать Москву как таковую, а не отвлекать зрителей от сюжета конкретными адресами.
Пруды «подменили»
Многие события происходят в районе Чистых прудов. И здесь Козаков совершил «подмену» - на самом деле сняты Патриаршие - там просматривается дом 1911 года с характерными очертаниями. При этом реальные Чистые пруды появляются в начале каждой серии.
А помните интереснейшее здание со зверушками, около которого стоит на трамвайной остановке Хоботов с зонтиком, дожидаясь медсестру Людочку? (Чистопрудный бульвар, д. 14, стр. 3) (8). Это один из самых интересных фасадов в Москве - он украшен терракотовыми барельефами фантастических животных и птиц, сделанных по эскизам ученика Васнецова.
И в заключение нашей прогулки хочется сказать: сегодня «Покровские ворота» - уже классика, народ давно растащил фильм на цитаты. «Аркадий Варламович, а не хлопнуть ли нам по рюмашке?» - «Заметьте, не я это предложил!», «Хоботов, это мелко!», «От тебя один дискомфорт!» или «А кто не пьёт? Назови! Нет, я жду!»
Но потом к власти пришёл Андропов, намечалась очередная голодуха, и генсек сказал: «Побольше весёлых фильмов, как в Голливуде». Вспомнили: лежит лента «Покровские ворота». Показали - и пришёл невероятный успех!