Катастрофы и неудачи
Досье | |
---|---|
|
Увы, с кино у Меньшикова отношения складываются не очень хорошо. Много ли за последнее время было у актёра искренних, берущих за сердце ролей? Да, конечно, - Саня в «Кавказском пленнике» и Митя Арсентьев в первых «Утомлённых солнцем». На этом, пожалуй, список заканчивается. Зато, на мой взгляд, сколько катастрофических неудач и ненужного середняка в послужном списке Олега… Не стали творческими достижениями (хотя и позволили хорошо заработать) ни «Золотой телёнок», ни «Доктор Живаго».
В «Телёнке» всё сразу пошло не так: без сердца, драйва и удали. С «Доктором» посложнее: вроде все исполнители на месте, да и режиссёр хороший, а нет контакта между актёрами. И любовные сцены Олегу никогда не удавались - вспомним хотя бы «Сибирского цирюльника», от которого так и не удалось отказаться актёру.
Как написал когда-то умный Стас Садальский: «Единственный минус Меньшикова в том, что Никита Михалков его любит». И ведь как прав! Один раз Олег сильно подвёл «своего» режиссёра - за 4 дня до съёмок фильма «12» отказался от главной роли, решив - «не его». Сколько потом было слухов, что, дескать, отношения между «мэтрами» испорчены. Но нет, до сих пор прекрасно вместе работают…
Впрочем, кажется, сам Меньшиков из-за своих провалов не унывает и на вопросы о роли-мечте отвечает, что таковой у него нет. Да и об актёрской профессии однажды отозвался как о «никчёмной». И в этом есть свой резон - уже давно деньги ему приносит не кино, а реклама дорогих часов и хороших машин. Есть у Олега и собственный ресторан «Чемодан», в который любят заезжать знаменитости. В любом случае альтернативный и, надо сказать, весьма высокий заработок позволяет Меньшикову не сходить с ума без ролей. Сколько в нашей жизни примеров, когда большие и хорошие актёры год из года портят себе карьеру, мелькая на экране в убогих фильмах. Меньшикову в отличие от них удаётся сохранить себя.
Театр не бывает без скандалов
Если в последнее время в кино Меньшиков выглядит невнятно и бледно, то в театре он по-прежнему блистает. Там актёр сыграл в запоминающихся «Игроках», «Спортивных сценах 1981 года» и моноспектакле «1900-й». Ему невероятно удались роли Калигулы (в одноимённом спектакле Петра Фоменко), Нижинского и Чацкого. И уж наверняка Олег прекрасно сыграл Есенина в поставленном в Англии спектакле, ведь недаром он получил за эту работу премию Лоуренса Оливье.
Но, увы, и в театре у Меньшикова всё складывается не так уж и гладко. Сегодня он занимает должность худрука Театра им. Ермоловой, как мне кажется, с откровенно слабым репертуаром и невыдающимся актёрским ансамблем. Вот с чем приходится работать Олегу. Проблем масса, их нужно преодолевать, и без маленьких неудач и скандалов сделать это не получается. Взять хотя бы некрасивую историю с Татьяной Догилевой. Меньшикову, несмотря на огромный опыт совместной работы с ней, пришлось уволить актрису из труппы.
Мутная история со свадьбой
Не обходится без скандалов и личная жизнь Меньшикова. Он пытался скрыть от общественности свою скорую женитьбу на никому не известной студентке театрального вуза Анастасии Черновой, но не получилось. Неужели актёр серьёзно думал, что при его-то популярности бракосочетание останется незамеченным? Конечно, каждый вправе держать личную жизнь в тайне, однако чем известнее человек, тем выше интерес к нему - о кумире хотят знать всё! А уж о его избраннице тем более.
Потому и стали судачить, что актёра склонили к супружеству шантажом, что предложение Анастасия получила по телефону, даже будучи незнакомой с Олегом, что Меньшиков влюблён вовсе не в жену. В первое время, надо признать, молодожёны сами сделали всё возможное для подтверждения подобных разговоров: супруги не показывались вместе, а если и выходили в свет вдвоём, то не выглядели как счастливая семейная пара. Актёр казался чересчур раздражённым и откровенно озадаченным. Да и первые появившиеся в прессе высказывания молодой жены вызывали у поклонников актёра оторопь. Неудивительно, что Меньшиков не любит давать интервью. А может, зря, ведь только ответив на вопросы, которые волнуют его поклонников, он сможет раз и навсегда положить конец глупым и и двусмысленным слухам. Но, видимо, время ещё не пришло...
В поисках идеального Костика
Готовясь к съёмкам «Покровских ворот», режиссёр Михаил Козаков никак не мог подобрать актёра на роль Костика и был измучен происходившим: столько молодых людей пересмотрели, а толку никакого! Он уже было отчаялся, но, к счастью, его жена, переводчица Регина Быкова, увидела по телевизору фильм с Меньшиковым про партизан и обратила внимание мужа на молодого актёра.
Козаков послушал супругу и дал указание ассистентам разыскать Олега. Его нашли без труда - он в тот момент снимался в «Родне» Никиты Михалкова. После первой же пробы с Татьяной Догилевой Козаков понял: вот он, идеальный претендент на роль Костика.
Но Меньшиков был уже утверждён в фильм «Частная жизнь» Юлия Райзмана. Что делать? На отчаянный шаг решился автор сценария и пьесы драматург Леонид Зорин и написал режиссёру трогательное письмо, смысл которого сводился к одному: отдайте нам Меньшикова, потерять его мы не можем. И режиссёр «Частной жизни» уступил...
Впрочем, это была не единственная уступка. Самому Михаилу Козакову ради «Покровских ворот» пришлось пойти на сделку. Ему неоднократно предлагали роль Дзержинского, но каждый раз он отказывался. Однако, когда приступил к съёмкам «Покровских ворот», сверху поступило указание: не сыграешь чекиста - фильма не будет. И ему пришлось согласиться.
Превратиться в Тарасова
Тарасов был непокладистым, неудобным человеком и гениальным тренером. Как считают хоккеисты той великой сборной, именно его отстранение от должности стало причиной того, что наша команда проиграла в конце концов знаменитую серию первых матчей с Канадой.
Первому мысль пригласить Меньшикова на роль тренера-вольнодумца пришла продюсеру картины Леониду Верещагину. Естественно, ставка на внешнее сходство и не делалась. Однако ничуть не похожий на Тарасова Олег на площадке в буквальном смысле перевоплощался в него.
«Когда мы смотрели отснятый материал с Михалковым, - рассказывает режиссёр фильма Николай Лебедев, - наблюдательный Никита Сергеевич восклинул: «Смотри-ка, даже походочку тарасовскую «снял»!» Между тем Меньшиков никогда не обсуждал со мной, должен ли он быть похож повадкой на своего прототипа, никогда не признавался, что рассматривал фотографии и изучал документальные кадры, на которых был запечатлён Тарасов. Но как только раздавалась команда «Мотор!», Олег менялся даже внешне, на одном актёрском нерве, без грима. А это свидетельствует не только о масштабе его дарования, но и об огромной «домашней» работе над собой. Я не знаю, примут ли зрители такой образ Меньшикова, но, на мой взгляд, он сделал удивительную роль, сильнейшую, мощнейшую. Многие говорят, что это лучшая роль в его жизни. Я бы сказал, что сегодня его работа в «Легенде № 17» - это настоящая творческая победа».